18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ-10 +1 и 50: самые заметные молодые художники

№45
Материал из газеты

Наш рейтинг молодых художников показал, что, хотя в десятку самых заметных авторов вошли уже известные персонажи, среди остальных пятидесяти есть новые и неожиданные имена. Так что в ближайшее время ждем интересных выставок и готовимся к экспансии молодежи

Редакция The Art Newspaper Russia решила изучить жизнь молодых российских художников и представляет вашему вниманию рейтинг самых заметных и перспективных авторов в возрасте до 35 лет, а также инфографику о том, в каких техниках они предпочитают работать, где живут и насколько важно для них получение высшего образования. Наше небольшое исследование приурочено к открытию V Московской международной биеннале современного искусства. Также мы включили в материал итоги анкетного опроса среди тех посетителей нашего сайта, которые считают себя молодыми художниками или действительно ими являются. Однако главной темой как нашего исследования, так и всего июньского номера The Art Newspaper Russia, стал рейтинг молодых российских художников.

Для того чтобы выяснить, кто из молодых авторов сегодня пользуется наибольшим авторитетом в профессиональной среде, мы попросили десять экспертов назвать имена десяти художников, которых они считают самыми достойными, поставив ограничение: эти художники должны были как-то проявить себя в период с января 2015-го по июнь 2016-го. Мы не давали экспертам никаких имен, все имена художников, которые участвовали в рейтинге, были названы специалистами из музеев, галерей и арт-центров.

Справка

Петр Павленский

Самый известный художник в России в 2016 году. Не замеченный в связях ни с какими художественными институциями, не стремящийся к славе галерейного автора и бросивший академическое образование, чтобы не потерять свою индивидуальность, Петр Павленский с 2012 года последовательно заявлял о себе несколькими яркими акциями в публичном пространстве. Недавно освобожденный в зале суда, где его судили за перформанс Угроза, в рамках которого он поджег двери здания ФСБ на Лубянке, Петр стал самым упоминаемым в прессе современным художником. После акции Фиксация в 2013 году, когда он прибил гвоздем свою мошонку к Красной площади, в обществе развернулось масштабное обсуждение на предмет того, искусство ли то, что он делает. Однако дальнейшие акции Павленского и его непоколебимая позиция заставили многих скептиков изменить мнение и признать, что более яркого акциониста в России за последние несколько лет не было.

Еще…

Первый этап отбора состоялся после того, как мы объединили экспертные десятки. Некоторые художники, к сожалению, были упомянуты всего один раз, другие — дважды, разными экспертами, и так вплоть до самых популярных художников, имена которых включили в свои списки половина экспертов. На следующем этапе мы отобрали двадцатку художников, которых упомянули в своих списках от трех до пяти экспертов, и провели голосование внутри редакции, в результате чего сформировалась дюжина финалистов. После этого мы проанализировали упоминаемость каждого имени в избранных СМИ за период с 1 января 2015 года по 20 июня 2016 года, и тут предсказуемо вырвался вперед Петр Павленский. С его медийной популярностью не смог потягаться ни один из художников. Это заставило нас отделить Петра Павленского от остальных и упомянуть его имя вне категорий — как самого известного художника в России в 2016 году. В итоге в рейтинге лидируют художница Ольга Кройтор (показательно, что она была лидером уже на этапе экспертных десяток), Евгений Антуфьев и Евгений Гранильщиков.

Еще 50 имен от экспертов

Справка

Эксперты

Ася Филиппова, директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
Дмитрий Ханкин, арт-директор и совладелец галереи «Триумф»
Марина Виноградова, арт-директор галереи Anna Nova
Петр Белый, художник, основатель и куратор независимого пространства «Галерея ЛЮДА»
Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона Vladey
Елена Селина, куратор, основатель галереи XL
Ольга Шишко, заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина
Ирина Горлова, куратор, начальник отдела художественных программ ГЦСИ
Алексей Новоселов, руководитель выставочного отдела ММОМА
Егор Кошелев, художник, преподаватель МГХПА им. Строганова

Еще…

Ниже вы найдете еще 50 имен, названных экспертами. Обратите внимание: это не рейтинг, они расположены в алфавитном порядке.

Татьяна Ахметгалиева · Антонина Баевер · Юлдус Бахтиозина · Ильмира Болотян · Павел Брат · Алексей Булдаков · Дмитрий Венков · Александр Вилкин · Александра Галкина · Иван Горшков · Илья Гришаев · Дарья Гусакова · Илья Долгов · Алиса Йоффе · Анна Желудь · Полина Канис · Дина Караман · Елена Коптяева · Кирилл Кто · Анна Курбатова · Александр Кутовой · Кирилл Макаров · Ася Маракулина · Семен Мотолянец · Иван Новиков · Александр Образумов · Денис Патракеев · Иван Плющ · Анастасия Потемкина · Марина Рагозина · Марина Руденко · Анастасия Рябова · Сергей Сапожников · «Север-7» · Елена Слобцева · Ян Тамкович · Наталья Тарр · Алена Терешко · Анна Титова · Надежда Толоконникова · Илья Федотов-Федоров · Дмитрий Филиппов · Леонид Цхэ · Валерий Чтак · Светлана Шуваева · Игорь Шуклин · «Электрозавод» · Crocodile Power · Megasoma Mars · ::vtol::


Цифры молодого искусства

Редакцией были проанализированы биографии более чем 250 отечественных художников в возрасте до 35 лет. Все эти художники активны в течение последних двух лет со времени предыдущей биеннале, и на основании полученной информации можно в общих чертах обрисовать профиль российского молодого художника. Соотношение мужчин и женщин среди молодых художников характерно для общества в целом: это 40 к 60, но в ближайшие годы на арт-сцену выйдут люди 1992–1994 годов рождения и демографическая картина еще сильнее изменится в пользу женщин. Возрастной разброс довольно широк: это и вчерашние выпускники, и приближающиеся к 35 годам «заслуженные молодые художники», которым уже тесно в юниорской лиге. Как и несколько лет назад, по-прежнему приходится делать вывод о затянувшемся взрослении молодых художников. Подавляющее большинство имеют высшее образование, среди современных художников становится все меньше самородков. Если учитывать высшее образование только в сфере искусства, то здесь лидирует Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова. Вслед за «Сурком» идет Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, до сих пор в обиходе носящая имя «Мухи», и затем с заметным отставанием — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Однако классической школы недостаточно для занятий современным искусством, и после нее большинство москвичей направляются в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства и в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, а петербуржцы — в институт «Про Арте». Четвертая часть художников нашего списка не ограничивается двумя образованиями, меняя институции и продолжая учиться искусству не только в России, но и за рубежом. Многим комфортно в роли вечного студента. Большинство молодых художников не ограничиваются одной техникой, а работают в нескольких. Поэтому для анализа техники разделены на четыре основные группы, не включающие инсталляцию, которая в случае молодого художника является скорее обязательной формой экспонирования искусства, чем строгим жанровым определением работы. При подразделении на техники инсталляция была отнесена к живописи с графикой, видео и фото или же к скульптуре и объекту (куда входит и работа с найденными объектами). Среди всех медиа у молодых художников лидирует видеоарт как наиболее демократичный способ создания искусства. Однако стоит заметить, что обращение к видео или фото бывает вызвано исключительно экспозиционными конвенциями, и многие продолжают работать в исторических медиа, какими являются живопись и скульптура. То же самое относится к перформансу: молодые художники обращаются к перформансным практикам, однако сложившимся жанром перформанс является только у пятой части рассмотренных авторов.

Составлено по информации «Свободных мастерских», Школы Родченко, ГЦСИ, ИПСИ, института «Про Арте», ЦСИ «Заря», КИСИ и других источников.


Анкета молодого художника

Результаты анкеты, которую редакция The Art Newspaper Russia разместила на сайте газеты, оказались неожиданными. Мы попросили всех молодых художников (до 35 лет) и тех, кто себя к таковым причисляет, ответить на несколько несложных вопросов. Опрос был анонимным. Всего в нем приняло участие 417 человек, причем женщин среди них оказалось 274 человека, мужчин — 139, а вариант «другое» выбрали 4 участника. В анкете можно было отметить несколько техник, в которых работают художники, и в результате самой популярной техникой оказалась графика. На втором месте — абстрактная живопись, на третьем — инсталляция. Самая непопулярная техника по итогам опроса — саунд-арт, второй с конца — ленд-арт. Удивительно, но 71 участник опроса ответил, что не имеет профильного образования. Выпускниками Строгановки оказались 44 человека, 26 окончили ИПСИ и 14 — петербургский институт «Про Арте». Однако самым неожиданным стал результат опроса на предмет рыночного успеха. Выяснилось, что 182 художницы и лишь 87 художников успешно продают свои работы, то есть женское искусство лидирует в области продаж. При этом живет на деньги с продаж, если верить опрошенным, только четверть из них. Несмотря на это, работы почти половины участников опроса — 196 человек — есть в частных коллекциях, а вот с галереями сотрудничают лишь 40 из опрошенных. Всего 273 участника опроса продают свои работы, и при этом 234 из них делают это без посредства галерей.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+