18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные выставки осени

Фаберже и Рюкерт в Музеях Кремля, Чжан Хуань в Эрмитаже, биеннале молодого искусства в Москве, триеннале в «Гараже» и другие долгожданные выставки, которые нам предстоит увидеть этой осенью

Алексей Титаренко. Город теней

Мультимедиа Арт Музей, Москва

Алексей Титаренко. «Большая Подьяческая улица на углу канала Грибоедова. Санкт-Петербург, 1995». Из серии «Черная и белая магия Санкт-Петербурга». 1995. Фото: Предоставлено автором
Алексей Титаренко. «Большая Подьяческая улица на углу канала Грибоедова. Санкт-Петербург, 1995». Из серии «Черная и белая магия Санкт-Петербурга». 1995.
Фото: Предоставлено автором

Один из проектов в рамках «Фотобиеннале-2020», посвященный российскому фотографу, начинавшему в Ленинграде в восьмидесятые. Сложившемуся тогда авторскому методу Титаренко следует до сих пор: он пользуется широкоформатным аналоговым фотоаппаратом и собственноручно проявляет пленку, над каждым отпечатком работает вручную, используя частичное отбеливание, тонирование, соляризацию и многократное вирирование, на что иногда уходит больше недели. В экспозицию вошли его ключевые серии, посвященные Северной столице, а также серии «Венеция» (2001–2014), «Гавана» (2003, 2006) и «Нью-Йорк» (2004–2018).

5 сентября – 18 октября


VII Московская международная биеннале молодого искусства

Музей Москвы

Игорь Самолет. «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня». Макет. 2020. Фото: Игорь Самолет
Игорь Самолет. «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня». Макет. 2020.
Фото: Игорь Самолет

Сдвинув дату с июля из-за коронавируса, биеннале молодого искусства все-таки состоится этой осенью. Основной проект фестиваля — это четыре site-specific работы, специально созданные для внутренних фасадов Провиантских складов. Отбором произведений-победителей занималось интернациональное жюри. Результаты конкурса на кураторский проект будут показаны в Музее Москвы с 5 ноября по 6 декабря. Также биеннале включает множество мероприятий спецпроектов, параллельной и образовательной программы.

5 сентября – 6 декабря


Чжан Хуань. В пепле истории

Государственный Эрмитаж

Чжан Хуань. «Мой Зимний дворец №11». Фото: Чжан Хуань, благодарность Pearl Lam Gallerie
Чжан Хуань. «Мой Зимний дворец №11».
Фото: Чжан Хуань, благодарность Pearl Lam Gallerie

Одного из главных представителей современного искусства Китая покажут в Николаевском зале Зимнего дворца. В Петербурге можно увидеть более 30 произведений в разных техниках, причем несколько из них Чжан Хуань сделал специально для этой выставки под впечатлением от посещения города. Проект должны были открыть еще в мае, но за время самоизоляции художник сделал еще две работы из серии «Любовь» — как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранить память о жертвах пандемии. Почти всю стену Николаевского зала займет 40-метровый групповой портрет членов компартии КНР, написанный пеплом благовоний из буддийских храмов. Другие вещи будут не менее нестандартны.

9 сентября – 8 ноября


Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь

Музей русского импрессионизма

Сергей Виноградов. «У К.А.Коровина». 1907. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Сергей Виноградов. «У К.А.Коровина». 1907.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Очередная из цикла выставок Музея русского импрессионизма, в которой зрителю возвращены полузабытые имена достойных живописцев последних десятилетий Российской империи и эмиграции. Сергей Виноградов, художник круга Серова и Коровина, — один из них. Его имя и красочные работы хорошо знакомы специалисту — а вот теперь есть повод запомнить его фамилию и широкой публике. Для тех же, кто давно и заслуженно любит Виноградова, особенно интересно будет взглянуть на работы, созданные им после переезда в Прибалтику в 1924 году. Кроме работ из Москвы и Санкт-Петербурга, в экспозицию войдут произведения из частных коллекций и музейных собраний Иркутска, Архангельска, Омска, Казани, Петрозаводска, Барнаула и других городов России. Также запланирован показ картин из Беларуси, Литвы и Эстонии.

9 сентября – 10 января


2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»

Музей современного искусства «Гараж»

Алиса Горшенина. Из серии «Русское инородное». 2018. Фото: Алиса Горшенина
Алиса Горшенина. Из серии «Русское инородное». 2018.
Фото: Алиса Горшенина

Спустя три года после дебютного фестиваля «Гараж» пошел на второй заход — и мы снова увидим много интересного, нацеленного на развитие отечественной художественной сцены. Кураторами триеннале выступают Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина, а отбором участников этого года, игнорируя всех экспертов, занимались молодые художники из триеннале-2017, ставшие своего рода опекунами новичков. Список участников и что именно будут представлять собой их работы еще не объявили, так что ждем много ошеломительных сюрпризов.

11 сентября — 17 января


Калязин. Фрески затопленного монастыря

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

«Грехопадение Адама и Евы». Фрагмент фресок. XVII в. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
«Грехопадение Адама и Евы». Фрагмент фресок. XVII в.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Троицкий Макарьев монастырь, основанный в 1434 году, был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И.Юкина зимой 1940 года со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов росписей, большая часть из которых поступила в Музей архитектуры. Сначала их хотели показать на временной выставке, а теперь они станут частью постоянной экспозиции — в сопровождении экспонатов, рассказывающих об истории их спасения, а также о самом утраченном монастыре.

С 11 сентября


Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали

Музеи Московского Кремля

Фирма Павла Овчинникова. Блюдо. 1889. Фото: Музеи Московского Кремля
Фирма Павла Овчинникова. Блюдо. 1889.
Фото: Музеи Московского Кремля

Знаменитого Карла Фаберже и знакомого более узкому кругу знатоков прикладного искусства мастера Федора Рюкерта связывали длительные профессиональные отношения. Рюкерт, славившийся своими эмалями, выполнял заказы для фирмы Фаберже, и не только предметы в этой технике, но и живописные миниатюры. Среди собранных на выставке 400 экспонатов представлены и более ранние изделия XVI–XVII веков, и произведения других российских фирм, фабрик и артелей XIX — начала XX века, исполненные разными мастерами во всевозможных техниках работы с эмалью: перегородчатой и выемчатой; светящейся, как витраж, оконной; живописной, воспроизводящей картины Виктора Васнецова, Константина Маковского и других отечественных художников.

Экспонаты не только из собрания Музеев Кремля, но и из музеев и частных собраний Великобритании, в том числе из Коллекции ее величества королевы Елизаветы II и Музея Виктории и Альберта.

9 октября – 10 января


Британский плакат из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Сесил Олдин. «Электрический обогреватель: „Так хорошо и тепло“». 1900. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сесил Олдин. «Электрический обогреватель: „Так хорошо и тепло“». 1900.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Богатое собрание английской рекламы унаследовано Пушкинским музеем у легендарного ГМНЗИ, где формированием этой коллекции с 1920-х годов занимался знаток графического искусства Павел Эттингер. Благодаря его заботам этот фонд отлично отражает историю развития западной художественной рекламы. Причем с самых разных сторон: ранняя коммерческая реклама, афиши, политическая карикатура и печатная пропаганда коммунистов и лейбористов, прославленный дизайн ар-деко и графические эксперименты рекламы Shell и British Petroleum. Объемно представлено творчество пионеров английской рекламы XIX столетия — Обри Бёрдсли, «братьев Беггарстафф», Дадли Харди, Джона Хэссола и блистательной плеяды графических дизайнеров Великобритании первых десятилетий ХХ века — Тома Первиса, Эдварда Боудена, Эдварда Макнайта Коффера и Пола Нэша. (А вот выставка Арчимбольдо отложена до января.)

20 октября – 31 января


Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

Еврейский музей и центр толерантности

Аркадий Шайхет. «Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра». 1935. Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея
Аркадий Шайхет. «Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра». 1935.
Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея

Обитающий в знаменитом конструктивистском гараже музей решил показать эпоху 1920–1930-х годов с особой стороны — через призму истории московских гаражей. Помимо Константина Мельникова, зрителю расскажут и о других советских архитекторах, создавших позабытые шедевры в этом нетипичном, но таком полезном жанре. На выставке будут представлены проекты гаражей 1900–1930-х годов из московских и федеральных архивов, в том числе материалы, ранее неизвестные широкой публике, автотранспорт этого периода, документы таких героев своего времени, как Владимир Маяковский, Виктор Шкловский, Константин Мельников, Михаил Минкус и другие, а также произведения живописи, графики и фотографии из известных музеев и архивов.

29 октября – 10 января


Анализ искусства. Игорь Макаревич и Елена Елагина

Московский музей современного искусства

Игорь Макаревич, Елена Елагина. «Неизвестные разумные силы». Фото: Stella Art Foundatio
Игорь Макаревич, Елена Елагина. «Неизвестные разумные силы».
Фото: Stella Art Foundatio

Музей продолжает серию ретроспектив классиков современного российского искусства. На сей раз под кураторством Елены Селиной представят творчество концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной, участников важных мировых выставок и биеннале. Обещают показать не только проекты и инсталляции, созданные ими в разные годы, но также и те работы, которые остались нереализованными, только в черновиках или на бумаге.

10 ноября – 14 февраля


Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж

Новая Третьяковка, Западное крыло

Герхард Рихтер. «Март». 2015. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Герхард Рихтер. «Март». 2015.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка, которую в Третьяковке называют самым большим музейным проектом этого года (теперь интересно, удастся ли ей опередить скандальную «Ненавсегда» по количеству откликов?). Здесь объединят разные поколения художников ХХ и ХХI веков и покажут около 200 произведений из 35 стран Европы. Обещано участие 80 художников, начиная с великих — таких как Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Гилберт и Джордж, Энтони Гормли, Олафур Элиассон, Илья и Эмилия Кабаковы, Маурицио Каттелан — и заканчивая авторами, которым еще нет 30 лет. После Москвы выставка должна отправиться в Берлин, а следом в Париж.

14 ноября – 21 февраля

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
Турецкие археологи обнаружили в Верхней Месопотамии удивительно детализированную скульптуру человека с выдающимися половыми признаками, а также скульптуру кабана с остатками красящих пигментов. Их возраст — около 11 тыс. лет
05.12.2023
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+