18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Узнать заново о прежних достижениях

№86
Материал из газеты

ВДНХ выпустила новый гид по всем своим достопримечательностям

Все началось с того, что в 2013 году директор департамента по корпоративным коммуникациям Росбанка Павел Нефедов уволился и уехал в теплые страны писать книгу о ВДНХ, рядом с которой (то есть с выставкой) он вырос. Та книга, как  вспоминает автор, представляла собой собрание занимательных и курьезных рассказов. Год спустя первый в современной истории «Путеводитель по ВДНХ» вышел из печати и имел большой успех. Одновременно исследователь и москвовед Александр Зиновьев издал книгу «Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство», где подробно разобрал, кто проектировал и как строили и перестраивали главную экспоплощадку страны. Друг друга два писателя знали шапочно, труды их синхронизировались  случайно.

2014-й стал переломным и для самой выставки, именовавшейся в тот момент ВВЦ. Ей вернули прежнее имя и нашли нового владельца: 100%-ным акционером ВДНХ стала Москва. Начались грандиозные реставрация и обновление. В результате сегодня мы имеем фантастический по масштабу историко-архитектурный и парковый ансамбль, а вдобавок новый путеводитель по выставке, написанный в соавторстве Нефедовым и Зиновьевым.

Гид выпущен силами коллектива ВДНХ, и не только авторы текстов, но и фотографы, фоторедакторы, дизайнеры и маркетологи внесли в проект свою лепту. Путеводитель имеет две версии: краткую на 56 страниц — для погулять — и полную на 240 — для узнать побольше. Краткая версия выпущена на трех языках: русском, английском и китайском. Посетителям предлагаются три маршрута: «Первое знакомство», «ВДНХ на колесах» (если вы на велосипеде, самокате или скейте) и «Семейный день на ВДНХ» (акцент на спорт, ферму, Карамельную мануфактуру и Театр сказок). 

Полная же версия насыщена таким количеством информации, что больше похожа на небольшую энциклопедию. Здесь не только дана хронология возникновения выставки, перечислены все ее 60 павильонов и их авторы-архитекторы, исторические названия объектов и годы, когда эти имена менялись, но даже помещены QR-коды, по которым можно узнать о времени работы и текущих выставках.

Подробно разобрана вся архитектурная символика зданий, прослежен тайный след авангарда (на ВДНХ работали Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин), идентифицированы все девушки на фонтане «Дружба народов» (кто из них какая союзная республика), рассказано о монументальной живописи, витражах, мозаиках, майоликах, скульптурах, цветниках и аттракционах. А 350 фотографий, многие из которых публикуются впервые, привлекут к книге даже тех, кто не читает текстов длиннее инстаграмных.

Авторы не поленились добраться до Ботанического сада и Останкинского дворца, которые сегодня составляют с ВДНХ единое целое. В конце книги дан архитектурный словарик. Вам напомнят, что такое, скажем, антаблемент, тимпан или акротерий, и фотографиями объектов выставки эти знания визуально закрепят.

Нынешний «Путеводитель по ВДНХ» явно не последний: выставка продолжает развиваться. Но этот промежуточный вариант хорош тем, что соединил деньги и возможности большой государственной корпорации с энтузиазмом и подвижничеством независимых исследователей. Будем надеяться, что такая традиция сохранится и в следующих изданиях. 

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+