Кто и как создавал ВДНХ

Фото: facebook.com/vdnhru
Фото: facebook.com/vdnhru

Вслед за недавно закрывшимся «Романтическим реализмом» в Манеже, на ВДНХ начала работу другая выставка, демонстрирующая достижения соцреализма, — «Художники ВДНХ» в павильоне № 1 «Центральный». Впрочем, цель экспозиции на ВДНХ все же иная: показать посетителям масштаб и сложность истории развития образа главной выставки страны, над которым работали ключевые официальные художники, скульпторы и архитекторы своего времени.

Из примерно тысячи авторов, в разное время трудившихся над оформлением ВСХВ, а впоследствии ВДНХ, кураторы отобрали 20 наиболее значимых, среди них — Александр Дейнека, Александр Лабас, Александр Самохвалов и другие. По словам генерального директора ВДНХ Екатерины Проничевой, «мы собрали все лучшее — все имеющиеся у нас сейчас знания и исследования о художниках, архитекторах, скульпторах, работавших на ВДНХ. Для нас этот проект важен как образовательный в рамках нашего музея ВДНХ, которого пока не существует физически, вся выставка — это наш музей».

За свою непростую историю ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ — ВДНХ потеряла около 80% декора, восстановить который в первоначальном виде не представляется возможным. По словам куратора экспозиции Дарьи Макаровой, наибольший ущерб связан с тремя периодами истории выставки. Первые значительные потери пришлись на развенчание культа личности Сталина, тогда предметы, связанные с возвеличиванием вождя, были перемещены или уничтожены. В конце 1970-х — 1980-х годах многие объекты были утрачены из-за отсутствия реставрации. А 1990-е с их стихийным самовольным строительством и перепланировкой павильонов только ухудшили общую ситуацию.

На выставке организаторы собрали как эскизы к существующим и утраченным элементам декора, так и работы, не имеющие прямого отношения к ВДНХ, но вписывающиеся в ее образ. Силами мультимедиа даже частично реконструировали интерьеры павильона, где размещается экспозиция: на стены аванзала проецируются два монументальных панно Павла Соколова-Скаля, ранее украшавшие помещение. Посетителям доступна медиатека, где можно найти информацию обо всех художниках выставки и дополнительные архивные материалы.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+