18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструкция ВДНХ: Сталин против Хрущева

Стоит ли беспокоиться ценителям советского архитектурного наследия?

Правительство Москвы начало реконструкцию Всероссийского выставочного центра, опять переименованного в ВДНХ — Выставку достижений народного хозяйства. Стоит ли беспокоиться ценителям советского архитектурного наследия?

Идеология реанимации ВВЦ-ВДНХ, сформулированная министром культуры правительства Москвы Сергеем Капковым, с одной стороны, не оставляет сомнений в прекрасности будущего, а с другой — так и не дает ответа на вопросы, настырно задаваемые в последние годы искусствоведами и историками архитектуры. Будет ли комплекс ВДНХ «парком советского периода», то есть своего рода музеем истории СССР, или, вернувшись к географическо-отраслевому принципу, станет демонстрацией достижений современной российской (и не только) науки, культуры и промышленности? Открытие экспозиции Политехнического музея в павильоне «Транспорт» (см. стр. 4) говорит в пользу второго варианта: в исторических павильонах разворачивается история сегодняшнего дня.

Давайте посмотрим, что это значит для архитектурного ансамбля, сложившегося в период с 1939 по 1970-е годы. Первый и самый главный вопрос: начатые работы — это реставрация или ремонт? Всем, кто побывал на ВДНХ в эти дни, очевидно, что степень вмешательства абсолютно не соответствует регламенту «косметического ремонта». При этом никаких признаковнаучной реставрации тоже не наблюдается: обследований реконструируемых павильонов не производилось, проектов ре ставрации нет. Исключение — павильон «Металлургия», переданный Казахстану. И это первая угроза комплексу выставки, которая касается «парадных» павильонов, находящихся по оси главного входа. Квалификация привлеченных ремонтников не демонстрирует достижений, хоть сколько-нибудь сравнимых с мастерством строителей и отделочников советского периода. Потеря ремесленного качества вопиющая — декларируемая идея демонстрации современных достижений не работает. О проектном качестве тоже говорить бессмысленно, работы ведутся согласно представлениям о прекрасном «хозяйствующих субъектов». Результат — утрата подлинных деталей, огрубление и искажение элементов зданий. Сегодня мы еще можем наблюдать архитектуру памятников в руинированном, но аутентичном состоянии. Что будет завтра — неизвестно.

Павильонам «второго ряда», а также элементам декоративного убранства выставки — фонтанам, стелам, фонарям — грозит другая беда. Они либо разрушаются, либо перестраиваются до полной потери облика. Здесь стоит заметить, что статус памятника сегодня присвоен лишь 40 исторически ценным зданиям, остальные ничем законодательно не защищены. Последствия этой незащищенности можно наблюдать на флангах — территориях, расположенных слева и справа от площади Дружбы народов (Колхозной) и площади Механизации, а также на Запрудной территории комплекса. Со стороны входа с улицы Эйзенштейна это здания Новой деревни и животноводческого комплекса, со стороны Хованского и Южного входов — павильоны «Гидрометеорология», «Нефть», «Лесное хозяйство», «Газовая промышленность» и другие. И наконец, уже не угроза, а свершившийся факт уничтожения объектов 1960-х годов. К демонтированному ранее павильону «Судостроение» добавились уничтоженные фасады «Вычислительной техники» и «Радиоэлектроники», изуродован новыми окнами выдающийся образец модернистской архитектуры — павильон «Газовая промышленность».

Возвращаясь к тезису о «парке советского периода», мы понимаем, какой период жизни СССР выбран стилистическим и идеологическим приоритетом. Это период довоенной и послевоенной «сталинской» классики. Нельзя сказать, что этот выбор не соответствует ожиданиям посетителей ВДНХ: эстетика 1960-х сегодня не воспринимается en masse как нечто ценное. Но специалистам очевидно, что подобные решения не могут приниматься волевым (и вкусовым) способом, а обещанные консультации и обсуждения с экспертным сообществом не состоялись. В результате ВДНХ потеряла не просто стильную архитектуру, но и часть своей истории.

Однако всем стоит помнить, что название ВДНХ выставка получила в 1959-м, в период хрущевской оттепели, в то время, когда появился павильон «Радиоэлектроника» и здание круговой панорамы с новейшей киновоспроизводящей технологией. И экспозиция сегодняшнего Политеха родом оттуда, а не с сельскохозяйственной выставки ВСХВ.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+