18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Улики, лежащие на поверхности

№86
Материал из газеты

Искусствовед-беллетрист и по совместительству автор детективных романов Росс Кинг подходит к описанию фресок Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле как к расследованию

У этого автора на русском вышло два сборника детективов и три искусствоведческие книжки. The Art Newspaper Russia уже рецензировала «Чарующее безумие» (2018), посвященное Клоду Моне и его кувшинкам. В центре там — широкоформатные панно, подаренные художником французскому правительству и ныне украшающие овальные залы Музея Оранжери. Незадолго до того, в 2016-м, вышла книга о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Теперь пришла пора рассказать о самом монументальном проекте Микеланджело — четырехгодичной росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы в Ватикане, но только их: «Страшный суд», украшающий алтарную стену того же помещения, упомянут лишь мельком в эпилоге.

Итак, в работу Кинг берет творения, считающиеся самыми глобальными в биографии важнейших художников Европы, дабы использовать их как ворота для вхождения в тему, в том числе для подробного описания эпохи, в которую творили Леонардо с Микеланджело или же Моне. В свою очередь, это означает, что личные впечатления автора сводятся к минимуму, хотя в списке благодарностей и указаны гиды, сопровождавшие его к объектам пристального и долговременного интереса.

Успех подобных книг (их много, хотя всесторонне грамотный и качественный нон-фикшен все еще представляет для нас важную методологическую проблему) зависит от количества прочитанных и проштудированных первоисточников и монографий. А также от того, насколько прочно и бесшовно автору удается перемешать в своем тексте разнородные сведения, почерпнутые из различных сфер научного знания.

Для того чтобы свести интерес к личной жизни художника к минимуму (Росс считает его асексуалом), самое большое место в книге «Микеланджело и Сикстинская капелла» отдано взаимоотношениям с папой Юлием и соперничеству с современниками. Сначала, во Флоренции, с Леонардо. Затем, после переезда в Рим, с Рафаэлем, творившим по соседству. Но еще и со всем ареопагом великих итальянских мастеров от Гирландайо до Боттичелли, занимавшихся росписями капеллы до него.

Также Кинг показывает, что постепенное продвижение кисти художника от входа к противоположной стене способствовало изменению композиции центральных фресок, выработке их окончательного канона. Дойдя до половины росписи и убрав мостки, Микеланджело понял, что снизу многофигурные композиции (так ловко получающиеся у конкурирующего Рафаэля в той же «Афинской школе») воспринимаются хуже отдельных «крупных планов». Именно они, связанные с сюжетами сотворения мира и человека, выглядят особенно мощно и эффектно. Там, где Рафаэль берет массовкой, Микеланджело выигрывает прорисовкой отдельных фигур. И монументальность их закономерно нарастает с востока на запад.

Проработка отдельных направлений «искусствоведческого знания» дает автору возможность разоблачить пару важных мифов, приклеившихся к этой беспрецедентной работе. Оказывается, Микеланджело трудился не один, якобы разогнав под конец проекта подмастерьев. Воплощение подобной громады невозможно без сторонней помощи чисто физически. А еще работал он не лежа на мостках, но отклонившись назад под углом в 45 градусов.

После книги о фреске Леонардо Кингу было важно еще раз использовать знания о технологиях живописи Ренессанса (особенности обсуждения заказов, составы красок и пигментов) и разных способах изготовления фресок, которые могут писаться по мокрой известке или же поверх сухого покрытия. Опыт писателя-детективщика позволил Кингу утрамбовать сложные и разрозненные сведения в увлекательное повествование с «клиффхэнгерами» (сюжетными крючочками конца глав) и поступательным развитием интриги. Превращая создание шедевров в преступление с уликами, созерцание которых веками доступно каждому. 

Материалы по теме:
Цветы запоздалые
Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+