18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Улики, лежащие на поверхности

№86
Материал из газеты

Искусствовед-беллетрист и по совместительству автор детективных романов Росс Кинг подходит к описанию фресок Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле как к расследованию

У этого автора на русском вышло два сборника детективов и три искусствоведческие книжки. The Art Newspaper Russia уже рецензировала «Чарующее безумие» (2018), посвященное Клоду Моне и его кувшинкам. В центре там — широкоформатные панно, подаренные художником французскому правительству и ныне украшающие овальные залы Музея Оранжери. Незадолго до того, в 2016-м, вышла книга о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Теперь пришла пора рассказать о самом монументальном проекте Микеланджело — четырехгодичной росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы в Ватикане, но только их: «Страшный суд», украшающий алтарную стену того же помещения, упомянут лишь мельком в эпилоге.

Итак, в работу Кинг берет творения, считающиеся самыми глобальными в биографии важнейших художников Европы, дабы использовать их как ворота для вхождения в тему, в том числе для подробного описания эпохи, в которую творили Леонардо с Микеланджело или же Моне. В свою очередь, это означает, что личные впечатления автора сводятся к минимуму, хотя в списке благодарностей и указаны гиды, сопровождавшие его к объектам пристального и долговременного интереса.

Успех подобных книг (их много, хотя всесторонне грамотный и качественный нон-фикшен все еще представляет для нас важную методологическую проблему) зависит от количества прочитанных и проштудированных первоисточников и монографий. А также от того, насколько прочно и бесшовно автору удается перемешать в своем тексте разнородные сведения, почерпнутые из различных сфер научного знания.

Для того чтобы свести интерес к личной жизни художника к минимуму (Росс считает его асексуалом), самое большое место в книге «Микеланджело и Сикстинская капелла» отдано взаимоотношениям с папой Юлием и соперничеству с современниками. Сначала, во Флоренции, с Леонардо. Затем, после переезда в Рим, с Рафаэлем, творившим по соседству. Но еще и со всем ареопагом великих итальянских мастеров от Гирландайо до Боттичелли, занимавшихся росписями капеллы до него.

Также Кинг показывает, что постепенное продвижение кисти художника от входа к противоположной стене способствовало изменению композиции центральных фресок, выработке их окончательного канона. Дойдя до половины росписи и убрав мостки, Микеланджело понял, что снизу многофигурные композиции (так ловко получающиеся у конкурирующего Рафаэля в той же «Афинской школе») воспринимаются хуже отдельных «крупных планов». Именно они, связанные с сюжетами сотворения мира и человека, выглядят особенно мощно и эффектно. Там, где Рафаэль берет массовкой, Микеланджело выигрывает прорисовкой отдельных фигур. И монументальность их закономерно нарастает с востока на запад.

Проработка отдельных направлений «искусствоведческого знания» дает автору возможность разоблачить пару важных мифов, приклеившихся к этой беспрецедентной работе. Оказывается, Микеланджело трудился не один, якобы разогнав под конец проекта подмастерьев. Воплощение подобной громады невозможно без сторонней помощи чисто физически. А еще работал он не лежа на мостках, но отклонившись назад под углом в 45 градусов.

После книги о фреске Леонардо Кингу было важно еще раз использовать знания о технологиях живописи Ренессанса (особенности обсуждения заказов, составы красок и пигментов) и разных способах изготовления фресок, которые могут писаться по мокрой известке или же поверх сухого покрытия. Опыт писателя-детективщика позволил Кингу утрамбовать сложные и разрозненные сведения в увлекательное повествование с «клиффхэнгерами» (сюжетными крючочками конца глав) и поступательным развитием интриги. Превращая создание шедевров в преступление с уликами, созерцание которых веками доступно каждому. 

Материалы по теме:
Цветы запоздалые
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+