Жан-Жак Айагон: «Для Франсуа Пино выставка „Открытие“ — это манифест»

Генеральный директор Коллекции Пино Жан-Жак Айагон рассказывает о выставке «Открытие» и новой истории парижской Торговой биржи XVIII века, приспособленной по проекту Тадао Андо под музей современного искусства

Жан-Жак Айагон. Фото: Pico
Жан-Жак Айагон.
Фото: Pico

Какой будет самая первая выставка? Пришлось ли что-то менять в связи с тем, что дата открытия музея снова сдвинулась — с весны 2021 года на 23 января?

Франсуа Пино сам настоял на том, чтобы первая выставка, открывающая его частный музей современного искусства в Париже, называлась просто «Открытие». Для него это своего рода манифест, способ сказать миру, в котором очень много чего закрывается, — и речь не только о карантине, но и о закрытости позиций в спорах, о странах, которые замыкаются сами на себе (взять хотя бы желание Соединенного Королевства выйти из Европейского союза и таким образом в некоторой степени закрыться), — способ сказать, что искусство, напротив, лежит в самом сердце способности человечества открываться новым идеям, инновациям, открываться другим.

В последние месяцы, в том числе во время карантина, Франсуа Пино неоднократно просил нас серьезно об этом подумать. Его коллекция чрезвычайно многогранна. Одна ее часть ориентирована на крайне минималистичные художественные практики, на радикальное, абстрактное, на совершенную аскезу, а другая посвящена произведениям и художникам, которые говорят о мире и о человеке в нем. Он просил нас постараться отобрать для экспозиции те произведения искусства из его коллекции, которые придадут ей как можно более человечную форму.

Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи. Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier
Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier

Кто курирует «Открытие»?

Мы работаем с собственной командой. Выставку делали Каролин Буржуа, Мартен Бетено и Матье Юмери, отвечавший за фотографию, а также сам Франсуа Пино, который захотел принять непосредственное участие в подготовке первого мероприятия. Разумеется, являясь владельцем собрания, он не позиционирует себя в качестве куратора, но, поскольку речь идет о знакомстве публики с его коллекцией, ему было важно иметь право голоса в обсуждении принимаемых решений.

Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи. Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier
Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier

Как будет строиться выставочная программа Торговой биржи?

Мы не монтируем постоянный музей с произведениями, которые вечно остаются на своих местах. В Торговой бирже есть десяток разных выставочных пространств, у каждого из них — индивидуальная программа, где экспозиции могут находиться более или менее долго. Мы планируем делать очень динамичную, очень мобильную программу и из квартала в квартал будем поддерживать интерес публики к тому, что у нас происходит.

Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи. Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier
Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier

Первая выставка будет сосредоточена на самой коллекции. Каковы ваши планы на монографические выставки — такие, как уже заявленная экспозиция Чарльза Рэя?

Это будет второй этап. Выставка «Чарльз Рэй» (американский современный художник, скульптура которого «Мальчик с лягушкой», созданная по заказу Франсуа Пино, стояла у центра современного искусства в Пунта делла Догана в Венеции. — TANR) — совместный проект с Центром Помпиду, который готовится для обеих площадок. Соответственно, его пришлось скорректировать с учетом изменений в программе наших институций.

Наша первая выставка представляет собой не единую экспозицию, а десяток разных высказываний в этом здании, совокупность которых служит иллюстрацией одной из возможных точек зрения на коллекцию Пино. Затем, в последующие месяцы, кварталы и годы, новые варианты развески позволят увидеть коллекцию с других точек зрения, в ином ключе: монографическом, тематическом (так, мы много думали о выставке, посвященной очень большой подборке арте повера в коллекции), через параллели между художниками и практиками минимализма в Европе и Америке… Мы планируем постепенно раскрывать коллекцию отдельными мазками и штрихами через экспозиции, различная продолжительность которых позволит поддерживать очень интенсивную активность на площадке.

Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи. Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier
Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier

А 23 января здание откроется полностью?

Да, как и ресторан (La Halle aux grains под руководством шеф-повара Мишеля Бра). Торговая биржа предлагает своим посетителям разносторонний опыт — знакомство с историческим наследием благодаря отреставрированным постройкам XVII и XVIII веков, и даже артефакту XVI века — колонне Медичи, с современной архитектурой в виде работы Тадао Андо и бюро NeM, а также с искусством через выдающиеся произведения современных художников. Среда вокруг тоже будет переработана, поскольку муниципалитет Парижа ведет модернизацию прилегающей территории, на которой мы в ближайшие месяцы установим дизайнерские скамейки Bouroullec. Эта фирма также разработала мебель для внутренних помещений здания и для ресторана.

Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи. Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier
Фотопроект к открытию парижской Торговой биржи.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, agence Pierre-Antoine Gatier

Почему дату открытия Торговой биржи решили перенести на более ранний срок?

Мы делали объявление о переносе открытия с лета 2020 года на весну 2021-го в разгар «локдауна», когда не имели представления о том, как будет развиваться ситуация. Убедившись, что проект на финишной прямой, здание готово и монтаж может начаться уже в ноябре, мы решили больше не ждать.

Мы откроемся как можно раньше, чтобы внести свой вклад в возрождение культурной жизни в нынешней непростой ситуации. Я вижу, что многие учреждения культуры принимают решение вернуться к работе из уважения к публике. А в случае таких организаций, как наша, — и из уважения к художникам, которые продолжают создавать произведения искусства и которым нужно, чтобы их экспонировали. Франсуа Пино очень настаивал, чтобы мы по возможности не тянули и утром 23 января открыли свои двери для посетителей. Решать вопрос о том, как пройдет открытие, еще слишком рано, публика для нас важнее торжеств по этому поводу.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+