Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар

Катя Бочавар. Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»
Катя Бочавар.
Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»

Катя, с чего все началось?

Ко мне пришла директор фестиваля «Территория» Екатерина Якимова и сказала, что у известного журналиста Сергея Николаевича есть идея выставки об актрисе Алле Демидовой. Он как раз выпускает посвященную Демидовой книгу и хотел бы приурочить к этому событию выставку.

Наверное, у него было много архивных фотографий, съемки спектаклей, может быть, театральные костюмы. Почему вы просто не развесили все это по стенам?

Фотографий было немало, но столь шаблонное решение было бы недостойно выдающейся актрисы Аллы Демидовой. Она оказала на меня, на моих друзей, на все наше поколение, выросшее в позднем СССР, огромное влияние. У всех, кто работал над этим проектом, был очень личный посыл. Я помню игру Аллы Демидовой в «Стакане воды» (советская экранизация одноименной пьесы Эжена Скриба вышла на экраны в 1979 году. — TANR). Она очень выделялась. Я была ребенком и не понимала, почему именно ее игра казалась явлением, но было ясно, что это не как обычно, не как положено, что-то очень своеобразное. В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Демидова. Впоследствии, когда я стала художником, быть не такой, как все, стало моей личной программой. И очень важно, что я ее в детстве увидела.

Алла Демидова. Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»
Алла Демидова.
Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»

Короче, если уж мы решили делать трибьют Алле Демидовой, то надо было постараться создать именно свой проект о Демидовой и для современной аудитории. Я пригласила очень интересных авторов к сотрудничеству, и благодаря фестивалю «Территория» мне удалось сделать проект в коллаборации с выдающимися музыкантами, режиссерами — и даже с самой Аллой Демидовой!

Я всегда работаю в жанре site-specific и в случае проекта «Демидова фест 2020» шла от пространства галереи. «ГРАУНД Солянка» — это площадка современного искусства с фокусом на междисциплинарность и экспериментальные художественные формы. Мы специализируемся на синтезе искусств. Нам интересно, когда разные художники в широком понимании слова — актеры, хореографы, сценографы, певцы, перформеры — переходят грани, традиционно очерченные для их творческой профессии, и делают то, что никогда не делали, или совершенствуются в чем-то новом для себя и для аудитории.

Объемная аудиовидеоинсталляция «Демидова. Жест». Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»
Объемная аудиовидеоинсталляция «Демидова. Жест».
Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»

Пространства для Демидовой в «ГРАУНД Солянке» было явно маловато. Тогда мы переместили офис и открыли для публики выставочный зал второго этажа. Здесь будет работать объемная аудиовидеоинсталляция «Демидова. Жест». Автор идеи — Илья Шагалов, а хореограф и исполнитель главной роли — «рук Демидовой» — Анна Абалихина. В 2009 году Илья был на мастер-классе Демидовой, где она делилась своей техникой работы с аудиторией. Он обратил внимание, что она пользуется руками как маг, и в видеоинсталляции он исследует уникальную пластику актрисы. Видео будет сопровождаться многоканальной музыкальной инсталляцией композитора Дмитрия Курляндского и саунд-артиста Олега Макарова, которые трансформируют голос актрисы в музыкальное произведение.

Светозвуковая инсталляция «Демидова. Голос». Фото: «ГРАУНД Солянка»
Светозвуковая инсталляция «Демидова. Голос».
Фото: «ГРАУНД Солянка»

На первом этаже развернется инсталляция «Демидова. Голос». Мы взяли отрывки из пяти ее спектаклей и под каждый отрывок построили небольшое пространство, добавили динамический свет. Суть заключается в том, что Демидова везде звучит по-разному, и ее актерский дар проступает тем сильнее, что мы судим о нем лишь по голосу, вне визуального ряда.

И наконец, третья инсталляция, тоже расположенная на первом этаже, — «Демидова. Дом». Откровенно говоря, я не хотела брать на выставку материальные экспонаты. Но Сергей Николаевич привел меня к Алле Сергеевне в гости, в ее удивительную квартиру на Тверской, полную разных чудес, и то, как она рассказывала о зонтике, подаренном Параджановым, или о томике Ахматовой, было мне интересно, и я подумала, что если ей интересно рассказывать, а мне интересно слушать, то и нашей аудитории это будет интересно. В результате мы отправили к Алле Сергеевне съемочную группу, которая записала ее истории о вещах. Алла Сергеевна отобрала девять предметов, для которых мы делаем специальные витрины и будем их демонстрировать вместе с видеовоспоминаниями хозяйки.

Подготовка к инсталляции «Демидова. Дом». Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»
Подготовка к инсталляции «Демидова. Дом».
Фото: Владимир Яроцкий/фестиваль «Территория»

Сама Демидова на выставку придет?

Только один раз — 29 октября на презентацию книги Николаевича. Ей уже много лет, и надо ее беречь, особенно в наши тревожные времена. Но работать с ней было удивительно легко. Она была в курсе всего, что мы придумали, и со всем соглашалась: «Делайте с моим материалом все что хотите». Никакой цензуры или запретов. «Показывайте меня так, а не эдак. Возьмите другие мои спектакли!» — ничего этого не было совершенно.

У вас же наверняка будет культурная программа?

Ее ключевым событием будет мини-спектакль «Территория Гамлет». Известно, что Гамлет для Демидовой — особый герой, она долго шла к нему. Наш «Гамлет» — это оммаж великой актрисе. В постановке принимают участие композитор Алексей Сюмак и хормейстер Арина Зверева. Этим событием мы закроем наш фестиваль.

Более подробная информация о проекте и билеты — на сайтах фестиваля «Территория» и галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка».

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+