18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В парке «Зарядье» играют в Пригова

Режиссер Александр Вартанов называет спектакль «Пригов. Азбуки» коллажем, в котором смешались реперформансы с повторением акций «Коллективных действий», архивные записи и живые декламации приговских текстов актерами Мастерской Брусникина

Фестиваль «Территория» и парк «Зарядье» представляют спектакль-прогулку «Пригов. Азбуки». Режиссер Александр Вартанов и актеры Мастерской Брусникина доказывают, что тексты художника и поэта Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), созданные на излете советской эпохи, ничуть не устарели, а придуманный им стиль декламации-перформанса, известный в художественных кругах как «кричать кикиморой», сегодня может стать востребованной психотерапевтической техникой.

Зрителей встречают на выходе из метро, раздают наушники и ведут прихотливой тропой по разным пространствам парка «Зарядье», то ныряя в подземный тоннель, то поднимаясь к самой верхотуре, под стеклянную кору, откуда открывается самый козырный вид на Кремль и храм Василия Блаженного. Часовой спектакль основан на «Азбуках» Пригова, настоящих энциклопедиях советской жизни. И хотя некоторые понятия и имена, почерпнутые автором из новостной повестки ныне пожелтевших газет, сегодня звучат архаизмами, сама идея безумного информационного потока, перечисления всего и вся, временами переходящего в нечленораздельные крики, — эта идея отлично работает и 40 лет спустя.

Режиссер Александр Вартанов называет спектакль коллажем. Часть его записана заранее — в наушниках звучит бодрый рэп, мы слышим голос самого Пригова, который рассказывает о своей жизни в Москве, голоса его друзей и коллег. Часть представляет собой такой модный жанр, как «реперформанс» — повторение некоторых акций группы «Коллективные действия», в которых принимал участие Дмитрий Александрович (именно так, по имени-отчеству, он предпочитал себя называть), и акций Prigov Family Group — семейного коллектива, возникшего в начале 2000-х. Но, пожалуй, самая впечатляющая часть — это живые декламации приговских текстов. Молодые актеры Мастерской Брусникина (Илья Барабанов, Василий Буткевич, Даниил Газизуллин, Мария Лапшина, Юрий Межевич, Эва Мильграм) показывают потрясающий диапазон владения этим искусством — от речитатива до каких-то шаманских магических заклинаний и песнопений, криков, всхлипов и молитв и той самой приговской «кикиморы» — звуков, играющих роль гудка, позволяющего выпустить эмоциональный пар.

Руководит шествием зрителей Милицанер (Сергей Чихачев), один из главных приговских героев, в фуражке, кирзачах и с полосатым жезлом. Он то подгоняет отстающих словами «Проходим, граждане!», то делает знак остановиться, чтобы на подземной парковке выслушать монолог Уборщицы (Марина Клещева) или понаблюдать за изнурительной экзистенциальной гонкой двух велосипедистов на набережной (они крутят педали на месте, на велотренажерах, перечисляя всевозможных «усопших»). Кульминацией прогулки становится диалог Милицанера с Небесными силами, происходящий как раз на холме, высшей точке парка, под стеклянным куполом. Эта готовая декорация подчеркивает заложенную в сцене иконографию мистического откровения, обычно получаемого героем на священной горе. Вообще, выбор места для постановки нельзя не признать весьма удачным. Оно ярче проявляет свойственный приговским текстам иронический пафос государственности, и в то же время спектакль дает новому парку нужную историческую перспективу. «Азбуки» — это часть специального проекта фестиваля «Территория» под названием «Живые пространства», посвященного как раз site-specific-искусству, то есть произведениям, созданным под конкретное место.

Важно и то, что зрители, как это теперь принято, вовлекаются в действие. Не хочется раскрывать все секреты, но каждый получает подарок. Мне досталось в качестве трофея такое стихотворение Дмитрия Александровича Пригова:

Артист — художник есть по сути

Чудовищное порожденье

Добротной человечьей сути

Он есть прямое вырожденье

А мещанин — он вечной жизни

Есть маленькое продолжение

Он не печется о великом

Оно само о нем печется.

Парк «Зарядье»
Пригов. Азбуки
21, 23–25 октября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+