18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В парке «Зарядье» играют в Пригова

Режиссер Александр Вартанов называет спектакль «Пригов. Азбуки» коллажем, в котором смешались реперформансы с повторением акций «Коллективных действий», архивные записи и живые декламации приговских текстов актерами Мастерской Брусникина

Фестиваль «Территория» и парк «Зарядье» представляют спектакль-прогулку «Пригов. Азбуки». Режиссер Александр Вартанов и актеры Мастерской Брусникина доказывают, что тексты художника и поэта Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), созданные на излете советской эпохи, ничуть не устарели, а придуманный им стиль декламации-перформанса, известный в художественных кругах как «кричать кикиморой», сегодня может стать востребованной психотерапевтической техникой.

Зрителей встречают на выходе из метро, раздают наушники и ведут прихотливой тропой по разным пространствам парка «Зарядье», то ныряя в подземный тоннель, то поднимаясь к самой верхотуре, под стеклянную кору, откуда открывается самый козырный вид на Кремль и храм Василия Блаженного. Часовой спектакль основан на «Азбуках» Пригова, настоящих энциклопедиях советской жизни. И хотя некоторые понятия и имена, почерпнутые автором из новостной повестки ныне пожелтевших газет, сегодня звучат архаизмами, сама идея безумного информационного потока, перечисления всего и вся, временами переходящего в нечленораздельные крики, — эта идея отлично работает и 40 лет спустя.

Режиссер Александр Вартанов называет спектакль коллажем. Часть его записана заранее — в наушниках звучит бодрый рэп, мы слышим голос самого Пригова, который рассказывает о своей жизни в Москве, голоса его друзей и коллег. Часть представляет собой такой модный жанр, как «реперформанс» — повторение некоторых акций группы «Коллективные действия», в которых принимал участие Дмитрий Александрович (именно так, по имени-отчеству, он предпочитал себя называть), и акций Prigov Family Group — семейного коллектива, возникшего в начале 2000-х. Но, пожалуй, самая впечатляющая часть — это живые декламации приговских текстов. Молодые актеры Мастерской Брусникина (Илья Барабанов, Василий Буткевич, Даниил Газизуллин, Мария Лапшина, Юрий Межевич, Эва Мильграм) показывают потрясающий диапазон владения этим искусством — от речитатива до каких-то шаманских магических заклинаний и песнопений, криков, всхлипов и молитв и той самой приговской «кикиморы» — звуков, играющих роль гудка, позволяющего выпустить эмоциональный пар.

Руководит шествием зрителей Милицанер (Сергей Чихачев), один из главных приговских героев, в фуражке, кирзачах и с полосатым жезлом. Он то подгоняет отстающих словами «Проходим, граждане!», то делает знак остановиться, чтобы на подземной парковке выслушать монолог Уборщицы (Марина Клещева) или понаблюдать за изнурительной экзистенциальной гонкой двух велосипедистов на набережной (они крутят педали на месте, на велотренажерах, перечисляя всевозможных «усопших»). Кульминацией прогулки становится диалог Милицанера с Небесными силами, происходящий как раз на холме, высшей точке парка, под стеклянным куполом. Эта готовая декорация подчеркивает заложенную в сцене иконографию мистического откровения, обычно получаемого героем на священной горе. Вообще, выбор места для постановки нельзя не признать весьма удачным. Оно ярче проявляет свойственный приговским текстам иронический пафос государственности, и в то же время спектакль дает новому парку нужную историческую перспективу. «Азбуки» — это часть специального проекта фестиваля «Территория» под названием «Живые пространства», посвященного как раз site-specific-искусству, то есть произведениям, созданным под конкретное место.

Важно и то, что зрители, как это теперь принято, вовлекаются в действие. Не хочется раскрывать все секреты, но каждый получает подарок. Мне досталось в качестве трофея такое стихотворение Дмитрия Александровича Пригова:

Артист — художник есть по сути

Чудовищное порожденье

Добротной человечьей сути

Он есть прямое вырожденье

А мещанин — он вечной жизни

Есть маленькое продолжение

Он не печется о великом

Оно само о нем печется.

Парк «Зарядье»
Пригов. Азбуки
21, 23–25 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+