18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пригов жив

№41
Материал из газеты

Михаил Ямпольский объяснил, как прославленный концептуалист ускользает от собственной смерти

В предисловии к  большому эссе Пригов: Очерки художественного номинализма, состоящему из семи самостоятельных глав, философ Михаил Ямпольский объясняет, почему Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007) шире концептуализма, к которому его постоянно причисляют. Дело в том, что за его жестами и декларациями возникает самодостаточный художественный мир, не сводимый к языковым играм. И Ямпольский видит свою задачу в расширении привычного взгляда на классика, чья ретроспектива недавно состоялась в Государственной Третьяковской галерее и чья именная «комната художника» появилась в Главном штабе в Эрмитаже.

В 1977 году Пригов создал книжечку Два портрета, в которой портреты Ленина и Брежнева обменивались значением через меняющуюся конфигурацию отверстий в страницах. «Смысл возникает здесь как взаимообмен и взаимопроникновение. При этом сюжет книги — момент проникновения и обмена, идущего параллельно листанию страниц», — объясняет Михаил Ямпольский.

Философ постоянно, хотя и разными способами, задает один и тот же вопрос: что же, собственно говоря, означает для Пригова то или иное состояние-переход?

Пригов настаивал, что язык — это прежде всего пространство творения, а не коммуникации. После чтения Очерков художественного номинализма процесс проникновения смысла из текстов в реальный мир становится для читателя навязчивой идеей.Ведь творческое пространство Пригова всегда находится в движении, в становлении. В нем нет состояния покоя, завершенности. В этом мире вопрос «кто я?» перетекает в статус «кто я сейчас?». Здесь мы сталкиваемся с постоянным ускользанием от «себя», желанием бесформенности, способной превратиться во что угодно.  Хоть в монстра.
Главным медиумом и проводником ее становится тело: «В 2003 году Пригов участвовал в перформансе „Good bye, USSR“, организованном Гришей Брускиным. В нем Пригову была уготована роль Голема, которого обучают говорить и который перестает слушаться своего творца. В финале у него со лба стирают „магическую тетраграмму: СССР“, и он умирает».
Голем становится не только идеалом бесформенности, носителем собственной смерти, но и потенциальной возможностью продолжить творение. Тем, что всегда пластично. И может ожить.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+