18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной

№85
Материал из газеты

В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна

Самарский Музей модерна находится в образцовой для русского ар-нуво усадьбе Александры Курлиной. Построена она была в 1903 году по проекту Александра Зеленко, тогда молодого архитектора, сотрудничавшего с Федором Шехтелем, работавшим в Самаре и Москве. На первом этаже здесь расположена постоянная экспозиция — интерьеры в том же, что и особняк, стиле, на втором — выставочное пространство. Так что лучшего места в городе для выставки «Стихии Анны Голубкиной» не найти.

Ведь имя первой русской женщины-скульптора Голубкиной (1864–1927) ассоциируется прежде всего с русским модерном и культурой Серебряного века, и не только из-за характера ее работ, но и потому, что героями ее лучших скульптурных портретов были люди этого века: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов и Алексей Ремизов. Голубкину принято характеризовать как мастера психологического портрета, но это определение слишком скучное для нее. В ее экспрессивных до нервности работах модель не застывает в образе, а как будто старается вырваться из мучительного плена материала. Однако на выставке показаны не только вещи модерна, а, как написано на сайте музея, «все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера во всем их многообразии — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции». Среди них — вещи из мрамора, металла, гипсовые отливки, а также камерные произведения — камеи из слоновой кости.

Работы Голубкиной на выставку предоставили Государственная Третьяковская галерея, ее самарский филиал и Самарский областной художественный музей. Проект поддержан галереей «Виктория» и Леонидом Михельсоном.

Голубкина была женщиной суровой, депрессивной (в молодости у нее были попытки суицида), но характер имела сильный. Девушка из бедной старообрядческой семьи провинциального Зарайска смогла преодолеть огромные трудности и предрассудки, учиться профессии в Москве и Париже, у Огюста Родена, чье влияние на ее раннее творчество очевидно. Но во многих работах, показанных на выставке, в том числе в акварелях растений средней полосы, проявляются и тонкость, и нежность, столь для творчества Голубкиной характерные.

Выставка состоит из пяти разделов: «Рождение стиля», «Портреты», «Мастер и материал», «Зарайский сад» и «Зарайские сфинксы». Первые три показывают знаменитые работы, последние два посвящены ее родному и любимому городу. Скульптура «Старая» 1908 года из тонированного мрамора — один из шедевров на выставке. Платок покрывает голову старухи как головной убор египетского фараона; у женщины глубоко запавшие глаза и ироничная улыбка-усмешка. Это необычное для своего времени произведение поистине новаторское и предвосхищает тенденции в пластике ХХ века.

Выставка сопровождается большой образовательной и просветительской программой. В образовательном центре Третьяковки в Самаре проходят ридинг-группы и мастер-классы.

Музей модерна
Стихии Анны Голубкиной
Выставка продлена до 7 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+