18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении

Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве

Хотя проект Google Arts & Culture и стремится собрать на своих страницах все важные произведения мирового искусства, его возможности не безграничны, а «зум» не всегда достаточно глубок. А может, дело в том, что при таком широком охвате сосредотачиваться на какой-то конкретной работе нецелесообразно. Зато для музеев — владельцев шедевров, наоборот, это становится важной задачей. Некоторые создали для своих знаковых картин отдельные порталы, где преподносят их в максимально возможном фотоувеличении. Делается все это не ради развлечения интернет-пользователей — обычно это побочный результат исследования произведения во время реставрации. Побочный, но очень красивый! Представляем самые эффектные страницы.

«Ночной дозор»

Рембрандт. «Ночной дозор». Фрагмент. Фото: Rijksmuseum
Рембрандт. «Ночной дозор». Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum

В мае 2020 года, в разгар «локдауна», амстердамский Рейксмузеум выложил фотосъемку картины в 44,8 гигапикселей на странице своего проекта Operation Night Watch, посвященной реставрации знаменитого шедевра Рембрандта. Точнее, это не работа фотографа, а результат очень тщательного сканирования, сделанного роботом (8,4 тыс. снимков). Как отметил старший научный сотрудник музея Роб Эрдманн, это в 25 раз более высокое разрешение, чем у кадра «Ночного дозора», опубликованного в Google Arts & Culture. Теперь можно разглядеть каждый блик, извив любого кракелюра, даже, как гласит пресс-релиз, отдельные частицы пигментов. Дата окончания самой реставрации, которая была начата в прошлом году и транслировалась в прямом эфире, изменена.


Гентский алтарь

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент. Фото: closertovaneyck.kikirpa.be
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент.
Фото: closertovaneyck.kikirpa.be

Всеобъемлющая реставрация Гентского алтаря была начата в 2012 году, она идет до сих пор и двигается поэтапно: в алтаре 24 створки, и пока в порядок приведена только половина. На отдельном сайте Closer to Van Eyck, запущенном с помощью спонсорской поддержки Фонда Гетти, сперва опубликовали результаты тщательной подготовительной фотосъемки, сделанной до начала работ, в 2010 году. К сегодняшнему дню Closer to Van Eyck превратился в гигантский портал, посвященный Яну ван Эйку. Там выложены изображения Гентского алтаря до реставрации, в процессе реставрации, а также уже приведенных в порядок панелей. Макрофотография позволяет разглядеть каждый штрих, любую точечку. (А еще там есть инфракрасная съемка и рентген — это уж совсем для специалистов.) Со временем на сайте оказались собраны все сохранившиеся работы ван Эйка — тоже в очень высоком качестве съемки.


«Вавилонская башня»

Питер Брейгель Старший. «Вавилонская башня». Фрагмент. Фото: insidebruegel.net
Питер Брейгель Старший. «Вавилонская башня». Фрагмент.
Фото: insidebruegel.net

Венский Музей истории искусства запустил сайт Inside Bruegel в 2018 году к ретроспективе художника, ставшей одним из главных выставочных блокбастеров года. Выставка закончилась, а сайт остался — и продолжает доставлять наслаждение. На нем собраны результаты исследования и фотодокументации 12 картин, которые были показаны на этой выставке. Среди них — великие «Вавилонская башня» и «Охотники на снегу». Помимо максимального увеличения, были опубликованы данные инфракрасной и рентгеновской съемки, обороты картин, а также «бэкстейдж» — съемки процесса реставрации. К сожалению, в отличие от проекта про ван Эйка, у создателей сайта нет задачи собрать все творчество Питера Брейгеля Старшего. Впрочем, это было бы гораздо сложнее: от Брейгеля осталось работ побольше, чем от его предшественника.


«Сад земных наслаждений»

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений». Фрагмент. Фото: archief.ntr.nl
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений». Фрагмент.
Фото: archief.ntr.nl

Сайт, где размещен завораживающий триптих Иеронима Босха, появился в 2016 году. От упомянутых выше его отличает то, что он был создан кинематографистами, фотографами и историками искусства. Это было сделано в рамках промокампании документального фильма Питера ван Хёйсте под названием «Иероним Босх, тронутый дьяволом», снятого к выставке в Музее Северного Брабанта по случаю 500-летия мастера. Вклад представителей иной профессии ощутим. На других сайтах нам предлагают только максимальное увеличение картины и самим решать, куда смотреть и в каком направлении «читать» картину, — здесь же подключен специальный интерактивный аудиотур, который принудительно задает маршрут взгляда по триптиху, сопровождая его лекцией. Если хочется изучать картину самостоятельно, придется поднапрячься, чтобы найти, где отключить «маркеры» — закладки, расставленные на самых интересных, по мнению создателей сайта, местах картины. Еще «Саду земных наслаждений» сделали саундтрек — инструментальную музыку. У разных фрагментов картины прописаны собственные треки: при рассматривании панели с «Адом» явно слышатся вопли, «Рая» — веселый детский смех, есть топот животных, звук струй воды из фонтана и прочее.


«Весна»

Сандро Боттичелли. «Весна». Фрагмент. Фото: Haltadefinizione Image Bank / On concession of Ministero per i beni e le attività culturali — Gallerie degli Uffizi
Сандро Боттичелли. «Весна». Фрагмент.
Фото: Haltadefinizione Image Bank / On concession of Ministero per i beni e le attività culturali — Gallerie degli Uffizi

Про деятельность Google Arts & Culture по съемке картин знают все, кто любит искусство. Однако при регулярном использовании этого портала становится очевидным, что шедевры из итальянских музеев там все-таки в дефиците. Отчаиваться, однако, не стоит. Оказывается, с 2004 года итальянская фирма Haltadefinizione занимается фотографированием в технологии Gigapixel + 3D шедевров из местных музеев (видимо, как постоянный подрядчик). Сейчас, например, именно ее специалисты сфотографировали экспонаты грандиозной выставки Рафаэля для подготовки мультимедийного проекта. Качество опубликованной на их сайте «Весны» Сандро Боттичелли в десять раз лучше, чем у Google. Здесь же можно найти «Тайную вечерю» Леонардо, «Форнарину» Рафаэля, «Вакха» Караваджо, «Мертвого Христа» Мантеньи и многое, многое другое важнейшее. Единственная проблема — рассыпанные по сканам водяные знаки с логотипом фирмы. Впрочем, они просмотру не мешают.

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+