18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Свет восполняет утраченное

№83
Материал из газеты

Специализированная подсветка может помочь реставраторам избегать инвазивного вмешательства в произведения искусства, хотя не все доверяют подобным методам

Освещение влияет на наше восприятие произведений искусства. В этом уверен Роберт ван Ланг, возглавляющий научно-реставрационный отдел в Рейксмузеуме, где продолжается работа над знаменитым «Ночным дозором» Рембрандта. Когда полотно временно перенесли в боковой зал, сотрудники амстердамского музея вдруг заметили некоторые детали, ранее считавшиеся утраченными, например архитектурный фон.

«Разница в освещении временного зала и того места, где обычно висит картина, очень небольшая, — объясняет ван Ланг, — но, когда мы с Питером Рулофсом, главой отдела живописи и скульптуры, увидели ее на новом месте, мы хором воскликнули: „Ты только посмотри!“ Мы никогда прежде не замечали на „Ночном дозоре“ столько деталей и теперь очень хотим заняться оптимизацией его освещения». Реставрация шедевра Рембрандта по плану должна была завершиться весной, но из-за пандемии коронавируса сроки сдвинулись на 2021 год, так что у специалистов еще достаточно времени для экспериментов. 

Развитие технологий в последнее десятилетие изменило функцию освещения. Из вспомогательного элемента оно превратилось в точно настраиваемый инструмент, который можно использовать как неинвазивное средство, позволяющее уменьшить потребность в традиционных методах реставрации. Замена галогеновых ламп энергосберегающими светодиодными не только ведет к значительному сокращению музейных расходов, но и уменьшает тепловыделение. А почти полное отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения снижает для произведений искусства (хотя и не полностью устраняет) риски, связанные с источниками света.

Пока что ван Ланг думает над тем, «свет с какой длиной волны следует использовать, чтобы мы увидели на „Ночном дозоре“ как можно больше». Может показаться, что это простой вопрос, но Рейксмузеум не привык подбирать освещение индивидуально для каждого экспоната — как и лондонская Национальная галерея, придерживающаяся стратегии единообразного освещения.

Институции помельче начали экспериментировать раньше: для них замена традиционного освещения светодиодными лампами более доступна и финансово, и логистически. Мэтью Трэверс, директор лондонской галереи Piano Nobile, объясняет, что современное светодиодное освещение очень удобно регулировать: «Вы можете менять угол луча, теплоту и яркость». В отличие от галогеновой лампы, свет которой становится теплее, если ее приглушить, светодиодные лампы музейного уровня сохраняют цветовые свойства даже при низкой яркости.

Беспроводные и мобильные технологии открыли еще больше возможностей точной регулировки. На недавней выставке «Свет Рембрандта» в Даличской картинной галерее в Лондоне можно было увидеть новую светодиодную систему освещения на bluetooth-управлении (судя по всему, она первой из всех музеев Великобритании установила подобное оборудование). Директор галереи Дженнифер Скотт называет нововведение «революционным». В частности, переменное динамическое освещение, которым музей оборудовал «Явление Христа Марии Магдалине у гроба» (1635) кисти Рембрандта, не только обнаруживает, что сцена разворачивается на рассвете, но и демонстрирует зрителям, как меняется картина при смене освещения: по мере повышения его интенсивности на ней все заметнее контраст цветов и оттенков.

При всем оптимизме в отношении нового оборудования Скотт видит его исключительно в репрезентативной функции и с недоверием относится к идее о том, что освещение могло бы заменить какие-то методы реставрации. Трэверс же убежден, что обратимость, безопасность и дешевизна служат весомыми аргументами. «Неинвазивные манипуляции с произведениями искусства всегда предпочтительнее, потому что, когда вы начинаете делать что-то физически, вы попросту не можете знать, к каким результатам это приведет в долгосрочной перспективе», — говорит он.

При работе с объектами, у которых сильно повреждены красочные слои, освещение вообще может оказаться единственным средством, способным вернуть им вид, близкий к аутентичному. На прошлогодней выставке «Уильям Блейк» в Тейт были представлены две потемневшие темперы, на поверхность которых проецировались изображения, восстановленные при помощи цифровых технологий. Благодаря такой «виртуальной ретуши» зрители получили возможность увидеть эти работы, теперь почти монохромные, во всей их цветовой полноте, по сути первоначальной.

Хотя виртуальную ретушь и посчитали целесообразной в контексте выставки Блейка, ведущий куратор отдела британского искусства до 1800 года Мартин Майрон ясно дает понять, что эту технологию не будут применять в постоянной экспозиции Тейт. Сегодня преобладает мнение, что она слишком театральна и претенциозна для повседневного использования. Хотя виртуальная ретушь — метод с историей: первый случай ее применения относится к 2004 году. С тех пор цифровые проекции использовались, чтобы добавить цвет самым разным объектам, от картин и мебели до древних артефактов. Знаменитый пример использования этой технологии — показ выцветших муралов Марка Ротко в Художественных музеях Гарварда в 2014 году. 

Словом, учитывая скорость развития технологий, весьма вероятно, что свет как инструмент будет играть все более важную роль в работе не только кураторов, но и реставраторов.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+