18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дрезденская картинная галерея открывается обновленной

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Коллекция произведений старых мастеров, собранная саксонскими курфюрстами, снова доступна для публики после затяжной реконструкции здания Земпербау в историческом дворцовом комплексе Цвингер

Рафаэль. «Сикстинская Мадонна». С 1754 находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Фото: © SKD / Elke Estel/Hans-Peter Klut
Рафаэль. «Сикстинская Мадонна». С 1754 находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
Фото: © SKD / Elke Estel/Hans-Peter Klut

В последний день високосной зимы, 29 февраля, наконец открывается музейный комплекс Цвингер в Дрездене. Его реконструкция, которая обошлась в €49 млн, полностью завершена. Событие это можно назвать более чем долгожданным, поскольку официальный рестарт Дрезденской картинной галереи старых мастеров, расположенной в Цвингере, в здании Земпербау, откладывался уже дважды — в декабре 2018 года и в декабре 2019-го. Правда, во втором случае перенос открытия следует расценивать, скорее, позитивно: в последний момент музею удалось привлечь дополнительные €600 тыс. из частных средств, и на эти деньги во всех выставочных пространствах Земпербау установлено акцентированное освещение.

До того на протяжении семи лет неоренессансное здание середины XIX века, возведенное по проекту Готфрида Земпера, перестраивали — в два этапа, чтобы полностью не закрывать музей. Перемены коснулись почти всего: от появления новой крыши до сооружения подземного тоннеля между двумя крыльями здания. Были модифицированы системы кондиционирования и климат-контроля, смонтированы специальные микропризмы для мансардных окон, позволяющие максимально усилить и выровнять дневной свет. Однако конструктивные и технологические новации не слишком заметны стороннему глазу, а вот плоды проведенной реэкспозиции будут видны каждому посетителю.

«Мы вернулись к первоначальной идее совместного экспонирования скульптуры и живописи», — говорит Штефан Койя, директор Галереи старых мастеров и коллекции скульптуры. Такая концепция показа была здесь в XIX веке, но в 1880-х годах от нее отказались, и с тех пор скульптура присутствовала в музейной экспозиции лишь эпизодически. Теперь прежняя установка реабилитирована, причем в Земпербау сейчас скульптура соседствует не только с живописью, но и с ткаными картинами. Например, четыре расшитые золотом и серебром фламандские шпалеры XVI столетия из мастерской Питера Кука ван Альста помещены в зале-часовне прямо напротив позолоченных деревянных саксонских статуй той же эпохи.

В целом в основу новой экспозиции легли принципы хронологии и цветового разделения интерьеров. Первый этаж посвящен Античности, второй и третий — живописи и скульптуре до 1800 года. «Было важно, чтобы залы выглядели по-разному и посетителям запомнился бы каждый из них», — подчеркивает Штефан Койя. Поэтому итальянское искусство экспонируется в красных залах, немецкое и голландское — в зеленых, французское и испанское — в синих.

Галерея старых мастеров откроется после реновации в здании Земпербау в дворцовом комплексе Цвингер 29 февраля. Фото: © SKD; David Brandt
Галерея старых мастеров откроется после реновации в здании Земпербау в дворцовом комплексе Цвингер 29 февраля.
Фото: © SKD; David Brandt

По словам директора музея, новая развеска подчеркивает сильные стороны коллекции. В отдельной галерее разместился венецианский колоризм, в другом зале объединены четыре десятка картин кисти Лукаса Кранаха. Со временем соберутся вместе и все работы Бернардо Беллотто. Сейчас в экспозиции представлено 17 полотен из тех 36, что хранятся в Дрездене. Остальные пока реставрируют, они должны быть готовы к 300-летию со дня рождения художника, которое отмечается в 2021 году. «Мы повесили его картины на такой высоте, чтобы зрителям казалось, будто входишь в них, — говорит Койя. — Разница между теми полотнами, что уже восстановлены, и теми, что пока нет, колоссальная».

Разумеется, видное место в экспозиции занимают главные шедевры музея — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, Дрезденский триптих Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта. Немалую роль в их подаче теперь играет упомянутая система освещения. Особенно в случае «Сикстинской Мадонны». «Это очень сдержанная картина, и ее просто заглушает слишком броская позолоченная рама эпохи Возрождения, — говорит Койя. — С помощью нового освещения можно расставить нужные акценты». То же самое, по его словам, справедливо и для работ Рембрандта.

В западном крыле на площадке, названной Форумом Винкельмана, будут проходить временные выставки. Предполагается, в частности, что в 2020 году Берлинская картинная галерея представит здесь проект, посвященный картине Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», еще одному из важнейших экспонатов дрезденской коллекции. Недавно это произведение тщательно отреставрировали. 

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+