Больше ада

№40, февраль 2016
№40
Материал из газеты

Исследовательский проект к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха позволил подтвердить подлинность рисунка и усомниться в авторстве известной картины

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха
Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Рисунок, долгое время считавшийся чересчур «босхианским» для того, чтобы его действительно создал Иероним Босх (1450–1516), все-таки признан подлинником голландского мастера. На Пейзаже ада изображены сцены из преисподней, в том числе люди, скармливаемые прожорливому чудовищу через водяное колесо, а также маленькие человечки, катающиеся на ноже, вонзенном в голову засунутого в корзину человека.

До того как рисунок проанализировала команда «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» (BRCP), он приписывался мастерской художника. BRCP — инициатива по изучению и документированию произведений Иеронима Босха, запущенная пять лет назад, в преддверии 500-летней годовщины со дня его смерти, которая отмечается в 2016 году.

В 2003 году рисунок приобрел на аукционе частный коллекционер из Европы. Хотя работа и представлена в вышедшем в 2012 году каталоге рисунков Босха, составленном Фрицем Корени, доступ к ней имели всего двое ученых (на публичных площадках она не выставлялась). Искусствовед Матхейс Илсинк из Неймегенского университета, координатор BRCP, увидел рисунок в книге Корени и решил, что он заслуживает более пристального внимания.

«Это не просто „удачная стилизация“, как говорили многие. Их я видел немало, и в 99% случаев они не слишком впечатляют, — объясняет Илсинк. — А этот рисунок очень, очень хорош».

По его словам, аргумент, заключающийся в том, что эта работа «слишком похожа на Босха, чтобы быть настоящим Босхом», не выдерживает никакой критики. Притом что другие такие же «босхианские» рисунки, включая Tри фигуры (ок. 1505) из венской Альбертины, считаются подлинниками. «Нельзя винить Босха за то, что он слишком похож на Босха», — считает Илсинк.

При работе с этим произведением использовались инфракрасная рефлексография и цифровая макрофотография сверхвысокого разрешения в инфракрасном излучении и в видимой части светового спектра. Бумагу, почерк и чернила сравнили с рисунками из авторитетных коллекций в Берлине, Париже и Роттердаме. Рентген обнаружил связь между фигурами на Пейзаже ада и фигурами, скрытыми под красочным слоем на других работах. К примеру, человек в корзине похож на человека, изображенного на предварительном рисунке «створок ада», знаменитой картины Босха Сад земных наслаждений (1500–1505) из мадридского Прадо.

Босх часто менял планы в процессе работы, так что на его полотнах всегда много закрашенных участков и недовоплощенных предварительных рисунков. «Предполагаемый автор стилизации не мог иметь доступа к этим более ранним версиям», — говорит Илсинк. Можно, конечно, утверждать, что Пейзаж ада создан в мастерской художника, но лично он не согласен с этой версией.

Исследовательские проекты таких масштабов часто приводят не только к реатрибуциям, но и к открытиям. В частности, ученые из BRCP полагают, что Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте, описанное на его сайте как «предположительно поздняя работа Иеронима Босха», на самом деле создано последователем. «Когда вы атрибутируете картину определенному художнику, то должны объяснить, почему считаете, что она написана именно им, а не наоборот», — говорит Илсинк, уточняя: проведенный анализ не дал оснований утверждать, что эта картина написана Босхом.

Представительница музея ответила, что эта новость «на самом деле не стала для них сюрпризом»: вопрос об авторстве полотна обсуждается уже пару десятилетий. Но музей пока лишь поверхностно знаком с исследованием, поэтому ей «трудно должным образом оценить эти новые данные».

Музей планирует встретиться с учеными, чтобы «провести дальнейшие исследования». «К каким бы выводам относительно этого полотна мы ни пришли, оно, несомненно, остается шедевром живописи позднего Средневековья и одним из главных сокровищ музея, — говорит его представительница. — И если реакцию в залах и в соцсетях можно считать показателем, то посетители продолжат восхищаться этим произведением искусства вне зависимости от того, кто его создал».

Матхейс Илсинк входит в число организаторов масштабной выставки Босха, которая пройдет в Хертогенбосе, родном городе художника. Иероним Босх. Видения гения открывается 13 февраля в Музее Северного Брабанта и станет первым событием в рамках годовых торжеств в честь художника. Прадо откроет собственную юбилейную выставку 31 мая. Весною при поддержке Фонда Гетти запустят сайт с оригинальными источниками и изображениями, собранными в ходе работы «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха».

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
6
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
7
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+