18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Человек, которому доверял Фаберже

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию

Федор Рюкерт. Коробочка. 1908–1917. Фото: Музеи Московского Кремля
Федор Рюкерт. Коробочка. 1908–1917.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выставка, посвященная сотрудничеству фирмы Карла Фаберже с мастером эмали Федором Рюкертом, должна была открыться в Музеях Московского Кремля несколько месяцев назад, но вернисаж был сдвинут из-за карантина (актуальные даты работы выставки: 9 октября 2020 года — 20 января 2021 года). Зато из печати успел выйти объемистый каталог (400 страниц, 2,5 кг веса), который станет хорошим подспорьем специалистам — тем более что в книгу включено 490 экспонатов, а на реальную выставку из-за того же «локдауна» в итоге доехало не все изначально запланированное.

Главный герой проекта — Федор Рюкерт (1851–1918), чье имя, как доказывает издание, не зря поставлено рядом с Фаберже. Его московская мастерская специализировалась на эмалях: и создавала самостоятельные произведения, и приглашалась другими фирмами для «наведения лоска». Помимо Фаберже, мастера Рюкерта украшали эмалями продукцию многих других ювелирных компаний начала ХХ века.

Открытие Рюкерта оказывается удивительной историей. Еще совсем недавно он не был известен практически никому, первая статья о нем вышла в каталоге американской выставки в 2000 году. Всего за 20 лет наследие Рюкерта приобрело зримые очертания: государственные музеи принялись атрибутировать его произведения в своих фондах, а частные коллекционеры — охотиться за ними на аукционах. Сегодня Рюкерт — одно из самых заманчивых имен на рынке. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby’s шкатулка, украшенная эмалью с копией «Боярской свадьбы» Константина Маковского, была продана за £466 тыс. (при эстимейте £150–200 тыс.). Литература же по Рюкерту пока бедна — упомянем лишь каталог «Федор Рюкерт & Карл Фаберже» 2018 года, посвященный коллекции Михаила Ревякина и составленный искусствоведом Татьяной Мунтян.

Мунтян Т. Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали. М.: Московский Кремль, 2020. 400 с.
Мунтян Т. Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали. М.: Московский Кремль, 2020. 400 с.

В каталоге кремлевской выставки, также составленном Мунтян, в итоге оказалось 300 предметов, украшенных эмалями Рюкерта, и небольшая (увы!) вводная статья с обзором творчества мастера. Помимо государственных музеев, вещи для публикации предоставили полтора десятка частных коллекционеров начиная с Давида Якобашвили и Александра Дадиани. Ковши, солонки, блюда, шкатулки и плакетки с яркими эмалями — настоящее пиршество для глаз. Крупные поверхности часто украшены копиями картин работавших в «русском стиле» Виктора Васнецова и Сергея Соломко; более мелкие предметы рябят красочным многоцветьем, в котором искусствоведы находят не только ориентацию на русский XVII век, но и внимательное изучение того, что на рубеже XIX–XX веков в Вене делал с орнаментами Густав Климт.

Два других раздела каталога несут вспомогательную функцию. В одном представлено 40 предметов, созданных лучшими мастерами фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и Юлием Раппопортом. Были отобраны предметы, украшенные в той же технике эмали, которая была одним из главных инструментов неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Характерно, что среди всех императорских яиц Фаберже только два выполнены в неорусском стиле — и оба как раз в технике эмали по скани в сочетании с гильоше-эмалью («Московский Кремль» и «Транссибирская магистраль»). Еще один раздел каталога — около 150 предметов — показывает эмальерное творчество прочих русских фирм, фабрик, мастерских и артелей того периода, а также студентов Строгановского училища, обучавшихся этому ремеслу. Здесь представлены такие имена, как Антип Кузьмичев, Орест Курлюков, Федор Лорие, Павел Овчинников, Мария Семенова, Иван Хлебников. 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+