Человек, которому доверял Фаберже

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию

Федор Рюкерт. Коробочка. 1908–1917. Фото: Музеи Московского Кремля
Федор Рюкерт. Коробочка. 1908–1917.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выставка, посвященная сотрудничеству фирмы Карла Фаберже с мастером эмали Федором Рюкертом, должна была открыться в Музеях Московского Кремля несколько месяцев назад, но вернисаж был сдвинут из-за карантина (актуальные даты работы выставки: 9 октября 2020 года — 20 января 2021 года). Зато из печати успел выйти объемистый каталог (400 страниц, 2,5 кг веса), который станет хорошим подспорьем специалистам — тем более что в книгу включено 490 экспонатов, а на реальную выставку из-за того же «локдауна» в итоге доехало не все изначально запланированное.

Главный герой проекта — Федор Рюкерт (1851–1918), чье имя, как доказывает издание, не зря поставлено рядом с Фаберже. Его московская мастерская специализировалась на эмалях: и создавала самостоятельные произведения, и приглашалась другими фирмами для «наведения лоска». Помимо Фаберже, мастера Рюкерта украшали эмалями продукцию многих других ювелирных компаний начала ХХ века.

Открытие Рюкерта оказывается удивительной историей. Еще совсем недавно он не был известен практически никому, первая статья о нем вышла в каталоге американской выставки в 2000 году. Всего за 20 лет наследие Рюкерта приобрело зримые очертания: государственные музеи принялись атрибутировать его произведения в своих фондах, а частные коллекционеры — охотиться за ними на аукционах. Сегодня Рюкерт — одно из самых заманчивых имен на рынке. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby’s шкатулка, украшенная эмалью с копией «Боярской свадьбы» Константина Маковского, была продана за £466 тыс. (при эстимейте £150–200 тыс.). Литература же по Рюкерту пока бедна — упомянем лишь каталог «Федор Рюкерт & Карл Фаберже» 2018 года, посвященный коллекции Михаила Ревякина и составленный искусствоведом Татьяной Мунтян.

Мунтян Т. Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали. М.: Московский Кремль, 2020. 400 с.
Мунтян Т. Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали. М.: Московский Кремль, 2020. 400 с.

В каталоге кремлевской выставки, также составленном Мунтян, в итоге оказалось 300 предметов, украшенных эмалями Рюкерта, и небольшая (увы!) вводная статья с обзором творчества мастера. Помимо государственных музеев, вещи для публикации предоставили полтора десятка частных коллекционеров начиная с Давида Якобашвили и Александра Дадиани. Ковши, солонки, блюда, шкатулки и плакетки с яркими эмалями — настоящее пиршество для глаз. Крупные поверхности часто украшены копиями картин работавших в «русском стиле» Виктора Васнецова и Сергея Соломко; более мелкие предметы рябят красочным многоцветьем, в котором искусствоведы находят не только ориентацию на русский XVII век, но и внимательное изучение того, что на рубеже XIX–XX веков в Вене делал с орнаментами Густав Климт.

Два других раздела каталога несут вспомогательную функцию. В одном представлено 40 предметов, созданных лучшими мастерами фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и Юлием Раппопортом. Были отобраны предметы, украшенные в той же технике эмали, которая была одним из главных инструментов неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Характерно, что среди всех императорских яиц Фаберже только два выполнены в неорусском стиле — и оба как раз в технике эмали по скани в сочетании с гильоше-эмалью («Московский Кремль» и «Транссибирская магистраль»). Еще один раздел каталога — около 150 предметов — показывает эмальерное творчество прочих русских фирм, фабрик, мастерских и артелей того периода, а также студентов Строгановского училища, обучавшихся этому ремеслу. Здесь представлены такие имена, как Антип Кузьмичев, Орест Курлюков, Федор Лорие, Павел Овчинников, Мария Семенова, Иван Хлебников. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+