18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Человек, которому доверял Фаберже

№85
Материал из газеты

Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию

Выставка, посвященная сотрудничеству фирмы Карла Фаберже с мастером эмали Федором Рюкертом, должна была открыться в Музеях Московского Кремля несколько месяцев назад, но вернисаж был сдвинут из-за карантина (актуальные даты работы выставки: 9 октября 2020 года — 20 января 2021 года). Зато из печати успел выйти объемистый каталог (400 страниц, 2,5 кг веса), который станет хорошим подспорьем специалистам — тем более что в книгу включено 490 экспонатов, а на реальную выставку из-за того же «локдауна» в итоге доехало не все изначально запланированное.

Главный герой проекта — Федор Рюкерт (1851–1918), чье имя, как доказывает издание, не зря поставлено рядом с Фаберже. Его московская мастерская специализировалась на эмалях: и создавала самостоятельные произведения, и приглашалась другими фирмами для «наведения лоска». Помимо Фаберже, мастера Рюкерта украшали эмалями продукцию многих других ювелирных компаний начала ХХ века.

Открытие Рюкерта оказывается удивительной историей. Еще совсем недавно он не был известен практически никому, первая статья о нем вышла в каталоге американской выставки в 2000 году. Всего за 20 лет наследие Рюкерта приобрело зримые очертания: государственные музеи принялись атрибутировать его произведения в своих фондах, а частные коллекционеры — охотиться за ними на аукционах. Сегодня Рюкерт — одно из самых заманчивых имен на рынке. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby’s шкатулка, украшенная эмалью с копией «Боярской свадьбы» Константина Маковского, была продана за £466 тыс. (при эстимейте £150–200 тыс.). Литература же по Рюкерту пока бедна — упомянем лишь каталог «Федор Рюкерт & Карл Фаберже» 2018 года, посвященный коллекции Михаила Ревякина и составленный искусствоведом Татьяной Мунтян.

В каталоге кремлевской выставки, также составленном Мунтян, в итоге оказалось 300 предметов, украшенных эмалями Рюкерта, и небольшая (увы!) вводная статья с обзором творчества мастера. Помимо государственных музеев, вещи для публикации предоставили полтора десятка частных коллекционеров начиная с Давида Якобашвили и Александра Дадиани. Ковши, солонки, блюда, шкатулки и плакетки с яркими эмалями — настоящее пиршество для глаз. Крупные поверхности часто украшены копиями картин работавших в «русском стиле» Виктора Васнецова и Сергея Соломко; более мелкие предметы рябят красочным многоцветьем, в котором искусствоведы находят не только ориентацию на русский XVII век, но и внимательное изучение того, что на рубеже XIX–XX веков в Вене делал с орнаментами Густав Климт.

Два других раздела каталога несут вспомогательную функцию. В одном представлено 40 предметов, созданных лучшими мастерами фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и Юлием Раппопортом. Были отобраны предметы, украшенные в той же технике эмали, которая была одним из главных инструментов неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Характерно, что среди всех императорских яиц Фаберже только два выполнены в неорусском стиле — и оба как раз в технике эмали по скани в сочетании с гильоше-эмалью («Московский Кремль» и «Транссибирская магистраль»). Еще один раздел каталога — около 150 предметов — показывает эмальерное творчество прочих русских фирм, фабрик, мастерских и артелей того периода, а также студентов Строгановского училища, обучавшихся этому ремеслу. Здесь представлены такие имена, как Антип Кузьмичев, Орест Курлюков, Федор Лорие, Павел Овчинников, Мария Семенова, Иван Хлебников. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+