Музеи Кремля представляют выставку «Карл Фаберже и Федор Рюкерт»

№82, апрель 2020
№82
Материал из газеты

На выставке — более 400 произведений из драгоценных металлов с эмалью ХIХ — начала ХХ века из российских музеев, а также из коллекции Музея Виктории и Альберта и частных собраний

Фирма Павла Овчинникова. Ларец. 1881. Фото: Музеи Московского Кремля
Фирма Павла Овчинникова. Ларец. 1881.
Фото: Музеи Московского Кремля

В названии выставки в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца стоят два имени: известного самой широкой публике главы ювелирной фирмы Карла Фаберже и знакомого более узкому кругу знатоков прикладного искусства и антиквариата ювелира Федора Рюкерта. Оба обрусевшие немцы, Фаберже родился в Санкт-Петербурге, Рюкерт приехал в Россию подростком. Собственную мастерскую он открыл в возрасте 46 лет — в 1886 году в Москве на Большой Никитской. Фаберже и Рюкерта связывали длительные профессиональные отношения: ювелир, славившийся своими эмальерными работами, выполнял заказы для фирмы Фаберже, в том числе создавал живописные миниатюры.

Фирма Карла Фаберже. Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г. 1904–1906. Фото: Музеи Московского Кремля
Фирма Карла Фаберже. Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г. 1904–1906.
Фото: Музеи Московского Кремля

Но среди более 400 показанных на выставке предметов представлены эмали и других российских фирм, фабрик и артелей, выполненные разными мастерами в ХIХ — начале ХХ века. Большинство вещей создано в неорусском стиле, бывшем в то время в большой моде как в архитектуре и живописи, так и в прикладном искусстве. Ювелиры той поры достигли виртуозности во владении различными техниками эмали — от перегородчатой и выемчатой до светящейся, как средневековый витраж, оконной, а также живописной. В живописной эмали они воспроизводили картины Виктора Васнецова, Ивана Куликова, Константина Маковского или же вдохновлялись творчеством этих художников, писавших сцены из русской жизни и фольклора.

Помимо искусства и архитектуры своего времени, ювелиры опирались на богатейшую традицию русской эмали, известной еще в период Киевской Руси и пережившей настоящий расцвет в XVI–XVII столетиях, когда ею стали украшать не только парадные и церковные предметы, но и обыденные вещи: посуду, шкатулки, кубки. Изделия из эмали традиционно ценились и при дворе русских царей — на выставке представлены предметы разных веков из собрания Оружейной палаты, в том числе усольские эмали (Усолье — старое название Сольвычегодска) и работы кремлевских мастерских.

Фирма Павла Овчинникова. Кошелек. 1876. Фото: Музеи Московского Кремля
Фирма Павла Овчинникова. Кошелек. 1876.
Фото: Музеи Московского Кремля

Художественные эмали в традиционном русском и неорусском стиле считались прекрасным сувениром и отличным подарком. Поэтому неудивительно, что в кремлевской выставке участвуют музеи и частные собрания из Великобритании. Один из самых впечатляющих экспонатов — серебряный золоченый кубок работы Федора Рюкерта, декорированный перегородчатой и живописной эмалью и привезенный из Музея Виктории и Альберта.

Музеи Московского Кремля
Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали
9 октября 2020 года — 10 января 2021 года

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+