Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке

Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне

Instagram – лидирующая площадка для соприкосновения с искусством. Фото: Patrick Tomasso/Unsplash
Instagram – лидирующая площадка для соприкосновения с искусством.
Фото: Patrick Tomasso/Unsplash

Instagram, который запустили десять лет назад, изменил правила игры во множестве индустрий. Но как приложению удалось произвести переворот на арт-рынке, беззаветно преданном традиционным структурам и иерархиям?

По данным на 1 января 2020 года, Instagram ежемесячно привлекал почти миллиард пользователей, уступая в западном секторе социальных сетей лишь Facebook (2,6 млрд). Однако, согласно составленному Hiscox отчету о состоянии онлайн-торговли искусством за 2019 год, Instagram обошел Facebook и стал самым популярным в художественном мире каналом; подавляющее большинство респондентов ответили, что предпочитают использовать именно Instagram для того, чтобы знакомиться с новым искусством, подписываться на художников, следить за трендами и, в конце концов, находить работы, которые они хотят купить.

Легко понять, почему Instagram называют «новым большим арт-дилером»; аудитория в миллиард человек — это гораздо больше, чем то, о чем могут мечтать Christie’s, Sotheby’s или любая из галерей. Но Instagram предполагает скорее просмотр — или даже невнимательное проматывание, — чем покупки: он эффективнее всего в качестве «рекламного инструмента, помогающего пробудить интерес к торгам и другим событиям офлайн», — говорится в совместном отчете UBS и Art Basel о состоянии мирового рынка искусства. Это никоим образом не умаляет роли Instagram на арт-рынке: возможность говорить с заинтересованными людьми напрямую, в удобном и визуально эффектном формате дает как художникам, так и небольшим галереям и арт-консультантам возможность развивать свой бренд на международном уровне в один клик, не дожидаясь одобрения светил индустрии.

Но главная сила платформы заключается в культуре селебрити и инфлюенсеров. Искусство всегда было связано с богатством и роскошью, и Instagram подливает масла в этот огонь: так, в 2015 году актер Пирс Броснан выложил селфи с шезлонгом, выставленным на торги на Phillips; после этого арт-объект побил аукционный рекорд в категории предметов дизайна.

Мария Камар за работой. Фото: @hatecopy
Мария Камар за работой.
Фото: @hatecopy

Instagram позволяет технологически подкованным художникам добиваться славы самостоятельно, продавать произведения на своих условиях и напрямую общаться с поклонниками и коллекционерами. Кого-то это избавило от нужды в посреднике — арт-дилере. В других случаях круг подписчиков художников может привлечь к ним интерес галерей, которые предлагают им сотрудничество и таким образом также получают доступ к их подписчикам. Канадская художница пакистанского происхождения Мария Камар (@hatecopy) собрала большую базу поклонников (около 200 тыс. человек), и в результате нью-йоркская Richard Taittinger Gallery пригласила ее в свой пул.

Так покупают ли люди в Instagram? Согласно отчету UBS и Art Basel, 61% опрошенных крупных коллекционеров сказали, что покупали искусство, выставлявшееся в приложении; в отчете Hiscox этот показатель достигает 75%. Никто не знает, что принесет следующее десятилетие, но на сегодняшний день, как говорится в заключении отчета UBS и Art Basel, сила Instagram — в его способности привлекать коллекционеров и формировать предпочтения. Но в том, что касается заключения реальных сделок, его эффективность ограниченна.

Впрочем, изменения, происходящие на арт-рынке под влиянием Instagram, не ограничиваются финансовыми аспектами. Платформу широко используют активисты, сообщающие о случаях расизма и сексизма, чтобы искоренить неэтичное поведение внутри индустрии.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Она продолжит заниматься площадкой фонда V–A–С в Венеции в палаццо Дзаттере, где во время 59-й Венецианской биеннале представят проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
28.12.2021
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+