18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s провел онлайн-аукцион произведений русских нонконформистов

На торгах под названием Escape Artists. The Non-Conformists Online ранняя работа Ильи Кабакова продана почти за полмиллиона фунтов

Картина «Условный рефлекс», датированная 1964 годом, самая ранняя работа Ильи Кабакова из когда-либо выставленных на аукцион, была продана на торгах в Интернете за £438,5 тыс. Произведение, предварительно оцененное в £350–500 тыс. (Кабаков — самый дорогой из ныне живущих русских художников, к тому же его ранние вещи — редкость на рынке), стало самым дорогим лотом онлайн-аукциона, посвященного нонконформистам. Глава русского отдела Sotheby’s Рето Барметтлер отметил, что это очень важная ранняя работа в творчестве художника: «Хотя картина создавалась в специфических условиях Советского Союза и хрущевской оттепели, главная идея о том, как люди находятся под влиянием и контролируются политическими и экономическими силами, универсальна и остается актуальной сегодня, как и тогда». Среди причин столь успешной продажи, несмотря на виртуальный формат аукциона, можно назвать также прозрачный провенанс работы: непосредственно у художника «Условный рефлекс» приобрел в 1973 году известный американский журналист, работавший в СССР, Генри Шапиро, а затем наследники Шапиро продали картину нынешнему владельцу, обратившемуся в Sotheby’s.

Специализированные онлайн-торги Escape Artists. The Non-Conformists Online, проходившие на сайте аукционного дома с 24 сентября по 1 октября, были посвящены русскому неофициальному искусству послевоенного периода. Исследователи называют этих художников нонконформистами, или вторым русским авангардом, а в Sotheby’s для них предложили новое определение — «художники-эскаписты», подразумевая, что все они либо покинули в какой-то момент СССР, либо ушли в глухую внутреннюю эмиграцию, стремясь вырваться из идеологических рамок советской художественной культуры. В текущем году аукцион, охватывающий этот пласт русской культуры, Sotheby’s провел уже в третий раз (ранее подобные торги проходили осенью 2018 и 2019 годов). В каталоге были представлены и художники старшего поколения (например, Юло Соостер и Борис Свешников, оба были репрессированы), и члены Лианозовской группы (Лидия Мастеркова и Владимир Немухин), и те, кто работал в мастерских на Сретенском бульваре в конце 1960-х — 1970-х годах (Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров), а также ключевые деятели соц-арта вроде Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова и Леонида Сокова.

Цены на другие произведения, проданные на аукционе, ожидаемо на порядок отличались от стоимости топ-лота — картины Кабакова. Среди важных продаж можно назвать уход живописных «Маленьких смешных людей» (серия «Негативы») Семена Файбисовича за £69,3 тыс. и картины Олега Васильева «55 км от Москвы» за £60 тыс., а также «Окна № 43» Ивана Чуйкова (£44,1 тыс.). В общей сложности было продано около 85% лотов, а онлайн-аукцион принес Sotheby’s £1,216 млн.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+