18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s провел онлайн-аукцион произведений русских нонконформистов

На торгах под названием Escape Artists. The Non-Conformists Online ранняя работа Ильи Кабакова продана почти за полмиллиона фунтов

Картина «Условный рефлекс», датированная 1964 годом, самая ранняя работа Ильи Кабакова из когда-либо выставленных на аукцион, была продана на торгах в Интернете за £438,5 тыс. Произведение, предварительно оцененное в £350–500 тыс. (Кабаков — самый дорогой из ныне живущих русских художников, к тому же его ранние вещи — редкость на рынке), стало самым дорогим лотом онлайн-аукциона, посвященного нонконформистам. Глава русского отдела Sotheby’s Рето Барметтлер отметил, что это очень важная ранняя работа в творчестве художника: «Хотя картина создавалась в специфических условиях Советского Союза и хрущевской оттепели, главная идея о том, как люди находятся под влиянием и контролируются политическими и экономическими силами, универсальна и остается актуальной сегодня, как и тогда». Среди причин столь успешной продажи, несмотря на виртуальный формат аукциона, можно назвать также прозрачный провенанс работы: непосредственно у художника «Условный рефлекс» приобрел в 1973 году известный американский журналист, работавший в СССР, Генри Шапиро, а затем наследники Шапиро продали картину нынешнему владельцу, обратившемуся в Sotheby’s.

Специализированные онлайн-торги Escape Artists. The Non-Conformists Online, проходившие на сайте аукционного дома с 24 сентября по 1 октября, были посвящены русскому неофициальному искусству послевоенного периода. Исследователи называют этих художников нонконформистами, или вторым русским авангардом, а в Sotheby’s для них предложили новое определение — «художники-эскаписты», подразумевая, что все они либо покинули в какой-то момент СССР, либо ушли в глухую внутреннюю эмиграцию, стремясь вырваться из идеологических рамок советской художественной культуры. В текущем году аукцион, охватывающий этот пласт русской культуры, Sotheby’s провел уже в третий раз (ранее подобные торги проходили осенью 2018 и 2019 годов). В каталоге были представлены и художники старшего поколения (например, Юло Соостер и Борис Свешников, оба были репрессированы), и члены Лианозовской группы (Лидия Мастеркова и Владимир Немухин), и те, кто работал в мастерских на Сретенском бульваре в конце 1960-х — 1970-х годах (Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров), а также ключевые деятели соц-арта вроде Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова и Леонида Сокова.

Цены на другие произведения, проданные на аукционе, ожидаемо на порядок отличались от стоимости топ-лота — картины Кабакова. Среди важных продаж можно назвать уход живописных «Маленьких смешных людей» (серия «Негативы») Семена Файбисовича за £69,3 тыс. и картины Олега Васильева «55 км от Москвы» за £60 тыс., а также «Окна № 43» Ивана Чуйкова (£44,1 тыс.). В общей сложности было продано около 85% лотов, а онлайн-аукцион принес Sotheby’s £1,216 млн.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+