18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s провел онлайн-аукцион произведений русских нонконформистов

На торгах под названием Escape Artists. The Non-Conformists Online ранняя работа Ильи Кабакова продана почти за полмиллиона фунтов

Картина «Условный рефлекс», датированная 1964 годом, самая ранняя работа Ильи Кабакова из когда-либо выставленных на аукцион, была продана на торгах в Интернете за £438,5 тыс. Произведение, предварительно оцененное в £350–500 тыс. (Кабаков — самый дорогой из ныне живущих русских художников, к тому же его ранние вещи — редкость на рынке), стало самым дорогим лотом онлайн-аукциона, посвященного нонконформистам. Глава русского отдела Sotheby’s Рето Барметтлер отметил, что это очень важная ранняя работа в творчестве художника: «Хотя картина создавалась в специфических условиях Советского Союза и хрущевской оттепели, главная идея о том, как люди находятся под влиянием и контролируются политическими и экономическими силами, универсальна и остается актуальной сегодня, как и тогда». Среди причин столь успешной продажи, несмотря на виртуальный формат аукциона, можно назвать также прозрачный провенанс работы: непосредственно у художника «Условный рефлекс» приобрел в 1973 году известный американский журналист, работавший в СССР, Генри Шапиро, а затем наследники Шапиро продали картину нынешнему владельцу, обратившемуся в Sotheby’s.

Специализированные онлайн-торги Escape Artists. The Non-Conformists Online, проходившие на сайте аукционного дома с 24 сентября по 1 октября, были посвящены русскому неофициальному искусству послевоенного периода. Исследователи называют этих художников нонконформистами, или вторым русским авангардом, а в Sotheby’s для них предложили новое определение — «художники-эскаписты», подразумевая, что все они либо покинули в какой-то момент СССР, либо ушли в глухую внутреннюю эмиграцию, стремясь вырваться из идеологических рамок советской художественной культуры. В текущем году аукцион, охватывающий этот пласт русской культуры, Sotheby’s провел уже в третий раз (ранее подобные торги проходили осенью 2018 и 2019 годов). В каталоге были представлены и художники старшего поколения (например, Юло Соостер и Борис Свешников, оба были репрессированы), и члены Лианозовской группы (Лидия Мастеркова и Владимир Немухин), и те, кто работал в мастерских на Сретенском бульваре в конце 1960-х — 1970-х годах (Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров), а также ключевые деятели соц-арта вроде Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова и Леонида Сокова.

Цены на другие произведения, проданные на аукционе, ожидаемо на порядок отличались от стоимости топ-лота — картины Кабакова. Среди важных продаж можно назвать уход живописных «Маленьких смешных людей» (серия «Негативы») Семена Файбисовича за £69,3 тыс. и картины Олега Васильева «55 км от Москвы» за £60 тыс., а также «Окна № 43» Ивана Чуйкова (£44,1 тыс.). В общей сложности было продано около 85% лотов, а онлайн-аукцион принес Sotheby’s £1,216 млн.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+