Медицина пока бессильна

№84, сентябрь 2020
№84
Материал из газеты

Калифорнийский университет и правительство США обсуждают судьбу монументальных росписей эпохи «Нового курса» на здании, подлежащем сносу

Фреска Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете. Фото: FoundSF/Shaping San Francisco
Фреска Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете.
Фото: FoundSF/Shaping San Francisco

После того как Калифорнийский университет в Сан-Франциско (UCSF) сообщил о планах сноса одного из своих зданий, Управление служб общего назначения при правительстве США, в ведении которого находятся произведения, созданные в рамках программы государственного финансирования изобразительного искусства «Нового курса» Рузвельта, уведомило учебное заведение о том, что считает украшающую стены Ю-Си-Холла группу фресок федеральным имуществом, находящимся во временном пользовании вуза. Теперь две организации обсуждают, как государство может помочь сохранить произведения.

Фрески Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете. Фото: FoundSF/Shaping San Francisco
Фрески Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете.
Фото: FoundSF/Shaping San Francisco

В 1930-е годы художник из Польши Бернард Закхайм (1898–1985), ученик Диего Риверы, создал для университета серию из десяти муралов, иллюстрирующих эпизоды из медицинской истории Калифорнии. Теперь учебное заведение намерено снести здание, на стенах которого они написаны, чтобы построить на его месте новый исследовательский центр. Это решение раскритиковали защитники культурного наследия и семья художника, публично призвавшие спасти фрески.

Представительница университета рассказала газете San Francisco Chronicle, что перенос изображений может обойтись в $8 млн и институция приняла решение не тратить государственные средства на такой сложный проект, «когда университетская система и без того находится в трудном финансовом положении вследствие пандемии COVID-19». В официальном заявлении университет добавляет, что обращался к двум фирмам, специализирующимся на сохранении объектов исторического наследия, и обе они пришли к заключению, что перемещение хрупких росписей, «по всей вероятности, нанесет им непоправимый ущерб».

Фрагмент фрески Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете. Фото: FoundSF/Shaping San Francisco
Фрагмент фрески Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете.
Фото: FoundSF/Shaping San Francisco

Кроме того, университет связался с живущим в Лос-Анджелесе 76-летним сыном художника Натаном Закхаймом, предложив семье снять муралы за собственный счет и дав три месяца на подготовку проекта. У Натана Закхайма уже есть подобный опыт. Профессиональный реставратор, в 1967 году он вместе с отцом снимал и реставрировал для Калифорнийского университета две другие фрески, располагавшиеся на здании Коул-Холла. Он полагает, что мог бы выполнить работы за $1 млн.

Фрагмент фрески Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете. Фото: FoundSF/Shaping San Francisco
Фрагмент фрески Бернарда Закхайма в Калифорнийском университете.
Фото: FoundSF/Shaping San Francisco

В числе выступающих против уничтожения муралов — Джеки Брокстон, исполнительный директор Благотворительного фонда Бидди Мейсон. В колонке, вышедшей в газете Los Angeles Times, Брокстон пишет, что на фресках фигурирует рожденная в рабстве медсестра и акушерка Бидди Мейсон, изображенная за лечением больного малярией вместе с доктором Джоном Гриффином, одной из центральных фигур калифорнийской медицины раннего периода. «Закхайм правдиво изображает Мейсон, которая всегда была источником поддержки и утешения, одним из столпов раннего Лос-Анджелеса, — пишет Брокстон, добавляя: — В Соединенных Штатах ничтожно мало памятников небелым женщинам. И их станет еще меньше, если университету позволят реализовать необдуманный план по уничтожению фрески с Бидди Мейсон и девяти других монументальных работ».

Пока университет изучает возможности переноса фресок в музей или какую-нибудь другую институцию, «где за их состоянием будут следить специалисты и где они будут доступны для ученых и широкой публики». Но если такую институцию найти не удастся, произведения могут быть разрушены вместе со зданием. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+