18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Вновь обретенный амстердамский мурал Кита Харинга останется на стене

№83
Материал из газеты

За несколько недель специалисты готовы восстановить утраченные фрагменты произведения, созданного художником «в спонтанном порыве»

Вдохновленные успешным опытом восстановления уличных муралов Кита Харинга (1958–1990) в других городах, реставраторы намерены вскоре приступить к работе над его амстердамским произведением 1986 года, страдающим от значительных утрат красочного слоя. Местные активисты призывают отреставрировать мурал с момента его раскрытия в 2018 году.

Харинг всегда стремился, чтобы его искусство было как можно более доступно широкой публике. Это произведение он создал, прибыв в Амстердам на свою первую персональную выставку в Стеделейк-музее. В свойственной ему манере, как рассказывает независимый реставратор из США Уилл Шэнк, который вместе с итальянским коллегой Антонио Равой надеется провести реставрацию рисунка, «Харинг потребовал в спонтанном порыве: „Кто-нибудь, найдите мне стену!“». 

Подходящая кирпичная стена нашлась на территории Центрального рынка, в этом здании тогда размещались фонды Стеделейк-музея. «Потом он сказал: „Кто-нибудь, найдите мне краску!“», — продолжает Шэнк. Создавая уличные работы, Харинг полагался на первые попавшиеся материалы; в том случае речь шла об алкидной краске на масляной основе, «которая недолго держится под открытым небом». 

По словам Шэнка, художник нанес линию титановых белил прямо на кирпичную поверхность без подготовительных набросков. Получившийся рисунок размером 12х15 м не вполне типичен для художника: он изображает существо с головой собаки, телом гусеницы, человеческими руками и рыбьим хвостом, оседланное фирменным харинговским человечком. «У него невероятно уверенная линия, он никогда не делал ошибок», — говорит Шэнк, имеющий за плечами опыт реставрации муралов Харинга в Париже и Пизе.

Однако, «как рассказывают свидетели, наносить краску Харингу было сложно из-за промозглой погоды». По оценкам реставратора, белая линия не закрепилась на 20% поверхности, и теперь эти участки предстоит восстановить. Задача усложняется тем, что стена сложена из двух видов кирпича, красного и желтого, причем желтый менее пористый, и краска на нем сохранилась хуже. «Мы будем экспериментировать с разными типами краски, чтобы подобрать ту, которая хорошо держится на обоих типах кирпичей», — объясняет Шэнк. После реконструкции на красочный слой нанесут водоотталкивающее покрытие, чтобы защитить произведение от дождя, сажи и ультрафиолета. После продажи в 1994 году в здании оборудовали холодильный продуктовый склад, стены с внешней стороны покрыли алюминиевой обшивкой, которая полностью скрыла мурал. Зато, по словам Равы, «металлический щит практически полностью защищал работу» на протяжении десятилетий.

Интерес к муралу возник в 2014 году, когда нидерландская граффити-художница Эйлин Миддел, работающая под псевдонимом Mick La Rock, обнаружила рисунок на фотографии и заинтересовалась его судьбой. Заручившись поддержкой Фонда Кита Харинга, арт-дилера Оливье Вароссье и Стеделейк-музея, она запустила общественную кампанию, и в 2018 году обшивку сняли.

Реставрацию стоимостью €180 тыс. в равных долях оплачивают Фонд Харинга, городские власти Амстердама и фудмаркет Marktkwartier, к которому теперь относится здание. «Мне особенно нравится в этом проекте то, что он стал возможен в результате инициативы снизу, — говорит Шэнк. — Люди в Амстердаме сказали: „Верните нам наш мурал“. И смогли донести до собственников, какое сокровище находится в их руках».  

Узнать больше о герое богемного Нью-Йорка 1980-х можно, посмотрев фильм-открытие Beat Film Festival «Кит Харинг: вундеркинд стрит-арта» в ночь с 31 июля на 1 августа в «Каро Октябрь».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+