18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

МоМА вступил в борьбу за спасение стены с рисунком Пикассо в Осло

«Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет», — говорит дочь норвежского художника Карла Нешара, который наносил на бетон рисунок Пикассо

Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке вступил в конфликт вокруг планируемого в Осло сноса правительственного здания, украшенного бетонными сграффито по эскизам Пабло Пикассо. Представители МоМА — главный куратор отдела архитектуры и дизайна Мартино Стьерли и главный куратор отдела живописи и скульптуры Энн Темкин — обратились к правительству Норвегии с письмом, в котором призвали «пересмотреть одобренное решение о сносе».

Стены бруталистского Y-Block, построенного по проекту архитектора Эрлинга Викшё в 1969 году в правительственном квартале норвежской столицы, декорированы двумя рисунками по бетону по эскизам Пабло Пикассо, нанесенными пескоструйным аппаратом: «Рыбаки» на фасаде здания и «Чайка» на внутренней стене в лобби. Муралы выполнил норвежский художник Карл Нешар. В интерьерах стоящего неподалеку здания 1958 года H-Block, также построенного по проекту Викшё, есть еще три небольших работы Пикассо и Нешара.

Правительство предложило снести Y-Block еще в 2014 году, ссылаясь на то, что тратить средства на техническое обслуживание неиспользуемого здания неразумно. И хотя нынешний план предполагает сохранение и перенос сграффито с Y-Block на новое место, ряд организаций, занимающихся охраной историко-культурного наследия, в том числе Национальный фонд Норвегии и Europa Nostra, выступил с его резкой критикой.

«Здание десять дней назад обнесли забором, а „Рыбаков“ завесили. Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет. Никто не объяснил им, как это делать. Сама стена и есть произведение искусства», — рассказала The Art Newspaper Гро Нешар Греве, дочь Карла Нешара.

По данным норвежской газеты VG, представители МоМА адресовали письмо премьер-министру Норвегии Эрне Сульберг и министру окружающей среды Свейнунгу Ротеватну. В письме, опубликованном в норвежских СМИ, говорится: «…Мы пишем, чтобы выразить глубокую обеспокоенность в связи с одобренным сносом правительственного здания Y-Block… снос этого комплекса не только станет большой потерей для архитектурного наследия Норвегии, но и поставит крест на любых попытках спасти или перенести эти site-specific-работы Пикассо».  

Вмешательство МоМА, как подчеркивает Тоне Сельмер-Ольсен из Архитектурной ассоциации Осло, на которую ссылается VG, свидетельствует о том, «что Y-Block — не только одно из уникальных произведений модернизма в нашей стране, но и часть мировой истории архитектуры и искусства».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+