18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Аске о настоящем стрит-арте

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Художник, создатель онлайн-издания Vltramarine и автор лекций об истории граффити и стрит-арта, рассказывает о главных тенденциях и именах в уличном искусстве

Ключ, Москва, 2014г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Сестры, Москва, 2015г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Riders, Москва, 2014г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Гармония, Выкса, 2013г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Терпение, Москва, 2015г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Ключ, Москва, 2014г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Сестры, Москва, 2015г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Riders, Москва, 2014г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Гармония, Выкса, 2013г. Фото предоставлено Дмитрием Аске
Терпение, Москва, 2015г. Фото предоставлено Дмитрием Аске

Явление, которое сейчас принято называть стрит-артом, стало активно развиваться в начале 2000-х годов в Европе и США. Разумеется, некоторые художники работали в этом направлении и до появления самого термина. Так, произведения Кита Харинга прекрасно вписываются в концепцию стрит-арта, а его биографию можно считать образцовой для многих уличных художников — от рисунков на станциях нью-йоркского метро до монументальных росписей и многочисленных выставок. Подавляющее большинство известных уличных художников прошло именно такой путь: рисование в городском пространстве стало для них пропуском в мир галерейного искусства. И хотя они рисуют на улице, зарабатывают на жизнь стрит-арт-художники в основном продажей холстов и тиражной графики.

Для того чтобы лучше понять природу уличного искусства, важно знать, как оно связано с граффити и чем от него отличается. Субкультурное граффити появилось в США в конце 1960-х, и основные его каноны, сложившиеся к началу 1980-х, актуальны до сих пор. Граффити — это надписи, будь то тег на стене или огромный цветной рисунок на вагоне поезда. Граффити-райтеры зарабатывают авторитет внутри сообщества, тиражируя свой псевдоним или название команды. Уличные же художники в основном, напротив, пытаются вести диалог с максимальным количеством зрителей. Они не пишут свои имена, а создают красочные, запоминающиеся или провокационные изображения либо модифицируют городскую среду так, чтобы на миг привести прохожих в замешательство.

Интересно, что многие уличные художники со стажем начинали свой творческий путь в качестве граффити-райтеров. На рубеже 2000-х они устали писать свои псевдонимы и стали заменять их на различные знаки и персонажей. Этот шаг позволил им охватить новую, более широкую аудиторию. Кроме аэрозоли, художники начали активно использовать акриловую краску, кисти и валики, наклейки, трафареты и плакаты.

С течением времени сообщество уличных художников росло, стали проходить самоорганизованные выставки и фестивали. Распространению и популяризации стрит-арта очень сильно способствовал Интернет. Как бы банально ни звучало, но катализатором роста популярности стрит-арта у массовой аудитории, безусловно, стал Бэнкси. Он привлек внимание людей не только к себе, но и к уличному искусству в целом.

По мере встраивания стрит-арта в массовую культуру, с середины 2000-х в Европе и Америке проходят фестивали, во время которых уличным художникам предоставляют для рисования масштабные торцы и фасады зданий. Такие монументальные произведения всегда привлекают внимание. Вспомните, как после открытия Artplay, «Винзавода», «Флакона» и «Правды» там появлялись работы уличных художников и граффити-райтеров. Сегодня количество фестивалей уличного искусства, проходящих по всему миру, поражает. Некоторые востребованные авторы могут путешествовать с фестиваля на фестиваль каждые пару недель. Несанкционированное творчество уличных художников трансформировалось в разновидность искусства в общественном пространстве с разрешения городских властей. Этот факт практически стер грань между стрит-артом и паблик-артом и породил множество споров о природе «настоящего уличного искусства».

Сейчас именно монументальное течение уличного искусства является самым заметным и востребованным. При этом термин «стрит-арт» включает в себя различные направления: наклейки, трафареты, плакаты, интервенции в городскую среду, настенную живопись и графику.

Нужно отметить, что уличные художники не могут обеспечить себя, создавая гигантские рисунки на зданиях. Известные авторы зарабатывают в основном продажей своих галерейных произведений. В этом заключается еще один важный момент, который многие упускают из виду: на выставках стрит-арта в подавляющем большинстве случаев представлено не само уличное искусство, а студийные работы уличных художников.

Несмотря на обоснованную критику со стороны некоторых искусствоведов и активистов уличного искусства, стрит-арт пользуется огромной популярностью, а в Европе и США сформировался рынок произведений стрит-арт-художников. Ключевыми музейными проектами, фиксирующими стрит-арт как часть современного искусства, можно считать рисунки уличных художников на фасаде Тейт Модерн в 2008-м и крупномасштабную выставку Art in the Streets (Искусство на улицах) в Mузее современного искусства в Лос-Анджелесе в 2011-м.

В России уличное искусство появилось в первой половине 2000-х. Им так же, как и за границей, начали заниматься граффити-райтеры. Они расклеивали плакаты, делали трафареты, рисовали персонажей и различную графику. Одним из пионеров движения в России был Кирилл Кто, который до сих пор остается в числе самых известных отечественных уличных художников.

К концу 2000-х активность немногочисленных российских уличных художников сильно спала. Известный стрит-арт-активист Игорь П. в 2009 году провел в столице выставочный проект под названием Street Art Is Dead. Однако в начале 2010-х годов появились молодые авторы не только из Москвы и Санкт-Петербурга — на карте стрит-арта возникли Екатеринбург и Нижний Новгород. В 2011-м на Урале прошел первый ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенограффия», а в 2012 году в Петербурге открылся Музей стрит-арта. В том же году с подачи журналистов английской газеты Guardian Паша 183 был назван «русским Бэнкси» и стал самым известным российским уличным художником. В 2013–2014 годах фестивали с участием уличных художников проходят от Москвы до Владивостока. Волна популярности стрит-арта в полной мере докатилась и до России.

В 2014-м первая московская биеннале «Артмоссфера» стала беспрецедентным событием как для уличных художников, так и для всех любителей стрит-арта. Впервые в рамках одного проекта были продемонстрированы работы нескольких десятков российских и зарубежных уличных художников и авторов, которые тесно связаны с граффити и стрит-артом.

На данный момент в нашей стране основными действующими лицами в области уличного искусства является небольшой пул активных художников, которые заметно выделяются из общей массы. Среди них можно отметить Тимофея Радю, Кирилла Кто, Алексея Луку (Luka), Мишу Мост (Most), Женю Оззика (0331с) и других. Все они начали рисовать на улице больше 15 лет назад и сейчас так или иначе задействованы в выставочных проектах современного искусства. Из более молодых обращают на себя внимание Рустам Кьюбик (QBic), команда «Той», Никита Nomerz, Артем Филатов и Андрей Оленев.

Подводя итоги, можно сказать, что за последние 15 лет в России пока ни один уличный художник не добился мирового признания в рамках стрит-арта, как это сделали, скажем, киевляне Алексей Аек и Владимир Ваван (в прошлом дуэт Interesni Kazki). Наши соотечественники пока не могут с ними соперничать ни по количеству работ, созданных по всему миру, ни по качеству исполнения.

Что касается тенденций, то в последнее время на волне популярности уличного искусства городские власти в России перехватили инициативу и под видом граффити и стрит-арта преподносят людям рекламу и псевдопатриотические оформления фасадов. В то же время некоторые российские художники, тесно связанные со стрит-артом, все чаще плодотворно взаимодействуют с галереями и все реже рисуют на улице. Если же смотреть на происходящее в глобальном масштабе, то монументальные росписи стали доминирующим направлением и отвлекли внимание публики от спонтанных, незаконных и чаще всего камерных произведений в городской среде, которые многие борцы за чистоту жанра считают настоящим стрит-артом.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+