Сабина Чагина: «Уличное искусство не нуждается в экспликации»

С 30 августа по 18 января в Москве пройдет II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Мы поговорили с ее соорганизатором Сабиной Чагиной о том, как обстоят дела с уличным искусством в Москве, зачем показывать стрит-арт-художников в стенах институций и чем вторая биеннале, представляющая авторов со всего мира, отличается от первой.

Сабина ЧагинаКуратор, соорганизатор Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»
Сабина ЧагинаКуратор, соорганизатор Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Программа биеннале «Артмоссфера» очень насыщенная. Расскажите о главной площадке — что она будет собой представлять?

Основная программа будет проходить на центральной выставочной площадке города, в московском Манеже. К сожалению, она будет длиться всего десять дней, но, несмотря на изменившиеся обстоятельства, мы не оставили своего желания придать выставке определенный статус и представить уличное искусство на том уровне, на котором его привыкли видеть повсюду в мире, а не показывать как нечто маргинальное, чем оно пока считается в России.

Основной проект объединяет идея показать не только уличных художников, но и работы тех, корни искусства которых уходят в стрит-арт. Наш хедлайнер Miss Van — одна из самых известных художниц на европейской граффити-сцене. К примеру, там будет панно, больше похожее на ковер и изображающее персонажей, которых мы привыкли видеть в ее исполнении на городских улицах. Многие из представленных иностранцев больше не «бомбят» стены, но школой жизни и творчества для них была именно улица.

Когда рисование на улице приобрело статус искусства, достойного выставки в Манеже?

На самом деле уличное искусство в России только начинает приобретать легитимный статус, отчасти поэтому мы и показываем так много зарубежных художников: чтобы продемонстрировать, как это может быть, и воочию познакомить с ними российских стрит-артистов и широкую публику. Среди участников основного проекта — 45 иностранных и 26 российских художников. Последние уже догоняют первых, но по уровню профессионализма и подхода к работе в общей массе им все еще есть к чему стремиться. Российскую часть выставки мы сформировали в ходе большого открытого конкурса, который объявляли предварительно, собрав более 200 заявок, а также в рамках спецпроектов.

Чем II Биеннале уличного искусства отличается от первой, которая прошла в 2014 году? Что будет неожиданного?

У нас изменилась структура. В 2014 году я была единоличным куратором всей биеннале и самостоятельно решала, кого из художников увидит московская публика. В этом году, чтобы показать разные взгляды, мы пригласили для формирования основного проекта 11 кураторов, чьим основным профилем является стрит-арт. Каждый из них представит тот пласт уличного искусства, с которым работает и который считает интересным и достойным показа. В основном они фокусировались каждый на своей стране или же объединяли художников по принципу схожести стиля. Уже сегодня я могу сказать, что благодаря такому разнообразию на выставке будет множество неожиданных высказываний.

Например, неожиданным для меня стал выбор Яши Янг, куратора музея уличного искусства Urban Nation, который откроется в 2017 году в Берлине. Она решила представить художников, переосмысливающих живописную традицию средствами стрит-арта. Также я ожидала, что кураторское объединение Instagrafite, известное тем, что организует в Бразилии фестиваль O.Bra, предложит каких-то очень известных бразильских художников, — они же, напротив, представили совершенно новых, молодых авторов, которых мы раньше не знали.

Дмитрий Аске. Rider
Андрей Adno. В себе (In Myself)
Работы художника 108
Работа художника Элиан
Работа художника Агостино Якурчи
Паша 183. Пластмассовый мир победил
Работа художника Яна Калаба
Работы художника 108
Дмитрий Аске. Rider
Андрей Adno. В себе (In Myself)
Работы художника 108
Работа художника Элиан
Работа художника Агостино Якурчи
Паша 183. Пластмассовый мир победил
Работа художника Яна Калаба
Работы художника 108

Как формировалась команда кураторов?

Мы пригласили тех, кто занимается примерно тем же, что и мы, но в других городах и странах: институции, галереи или независимых кураторов, которые сфокусированы на уличном искусстве. Эту область очень сложно курировать, уличное искусство ведь не особо нуждается в кураторе: художник рисует на улице в любое время, когда захочет. Поэтому те, кто позиционирует себя в качестве стрит-арт-кураторов, обычно занимаются качественным развитием этой сферы.

Это музей Urban Nation, который скоро откроется в Берлине, его куратор Яша Янг очень активно поддерживает и развивает все берлинское уличное искусство. Среди наших кураторов также итальянская галерея Wunderkammern, они выставляют самых известных уличных художников, например француза Bleck le Rat, который начал рисовать крыс еще до Бэнкси. К нам они привозят известного своим черно-белым геометрическим стилем L’Atlas и художника новой волны Томаса Канто.

Также у нас дебютирует куратор Саша Кроликова, она представит художников из Восточной Европы, в том числе польских. Другой российский дебют — проекта Vltramarine и художника Дмитрия Аске (Aske), которые очень давно продвигают уличное искусство и представят российскую стрит-арт-сцену.

Португальская UnderDogs Gallery покажет, соответственно, наиболее интересных португальских и бразильских художников. Куратор фестиваля Living Walls в Атланте Моника Кампана привозит американцев, итальянцев и аргентинцев. Куратор из Франции Кристиан Омодео, который в первую очередь коллекционирует уличное искусство и организует выставки, представит уличных художников граффити-волны — наших хедлайнеров The London Police, которые «бомбили» во всех мировых столицах в своем узнаваемом стиле, и Miss Van, потеснившую коллег-мужчин.

Что вы можете сказать об уровне уличного искусства в России?

Я думаю, невооруженным глазом видно, что стрит-арт в России находится в зачаточном состоянии, причем как андерграунд, так и легальное искусство. Разница между Берлином и Москвой разительна и очевидна: у нас «идеально чистый город», поэтому в нем нет места андерграунду, все, что делают художники, закрашивается в течение часа. При этом, конечно, все растет из андерграунда, любой мейнстрим подпитывается его энергией.

А зачем вообще свободолюбивые и независимые стрит-арт-художники выставляются на легальных площадках?

Для них это возможность развития. Множество из тех, кто выставляется в галереях и музеях, продолжают рисовать на улице. Но если у тебя есть амбиции и ты хочешь сделать монументальную роспись, невозможно обойтись без согласования, кроме того, у тебя должны быть деньги на подъемник и краску. Это очень сложно сделать самостоятельно, поскольку нужен большой бюджет. Работа с галереями и колаборации с брендами позволяют зарабатывать.

Биеннале предоставляет такие возможности?

В рамках спецпроектов мы сделаем несколько уличных работ, но в основном проекте мы задались целью представить искусство, которое пришло с улиц, и сфокусировались на выставке. Многие считают, что биеннале уличного искусства может проходить только на улице, но это не так. Москва постепенно становится городом, где, если говорить об уличных форматах, теперь, к сожалению, есть спрос только на декоративное творчество. Мы бы очень хотели сделать больше уличных работ, но сталкиваемся с трудностями при согласовании эскизов. Когда я была куратором «Лучшего города Земли» и у московского руководства была установка на уличное искусство, все было просто: я пригласила максимальное количество художников, они поработали с контекстом, эскизы были согласованы, и мы их реализовали. Но уже в 2014 году, когда делали первую биеннале, мы столкнулись с тем, что эскизы начали комментировать главы управ, хозяйственники, то есть совершенно некомпетентные в этой области люди. Буквально вчера говорила с собственником дома, у которого есть глухая стена, она прекрасно подходит для росписи. Конечно, его не интересует искусство, интересуют прежде всего деньги, которые он получит, если разместит там рекламу.

Как живет уличное искусство в Штатах и в Европе? Девелоперские компании, которые занимаются городским строительством, выделяют из своего дохода 1% на уличное искусство, получается довольно приличная сумма. На эти деньги проводятся фестивали и публичные арт-программы.

Нашу биеннале поддерживает девелоперская компания «Группа ЛСР», которая возводит в Москве жилой комплекс арт-класса «ЗИЛАРТ».

Будут ли созданы новые монументальные росписи в рамках биеннале?

Власти города Королев пригласили нас для создания проекта оживления среды. Нам понравилось, что чиновники обратились именно к нам, значит, они ориентируются на искусство. Теперь мы хотим превратить Королев в город-музей и готовим проект по росписи городских фасадов. Надеюсь, что у нас это получится.

На мой взгляд, хороша идея с летней школой стрит-культуры на «Винзаводе». Какие еще образовательные мероприятия во время биеннале вы планируете?

У нас состоится ряд дискуссий, кинопоказ документального фильма Girl Power о женской граффити-сцене Европы и США, а также уже в октябре — ноябре Дмитрий Аске прочтет новый цикл лекций по истории стрит-арта. Кроме того, запланированы встречи в рамках выставки Key Point в Центре современного искусства «Винзавод». Одна из дискуссий состоится 25 августа в институте «Стрелка». Мы будем говорить о роли художника в городской среде и уличном искусстве как инструменте, которым можно воспользоваться по-разному. На эту дискуссию мы пригласим уличных художников и чиновников, журналистов и директоров арт-институций. А в универмаге «Цветной» мы поговорим о коллаборациях художников с брендами и о том, как не продать душу дьяволу, то есть о возможных и приемлемых путях перехода из андерграунда к окупаемости.

А как художник, который создавал монументальные работы, может прийти в галерею и начать делать что-то камерное?

Мы выбрали для основного проекта формат выставки именно потому, что художник обычно не ограничивается каким-то одним направлением. Ничто не мешает ему рисовать ночью на поезде, днем — в студии, а после пойти и изваять скульптуру. Видимо, людям просто удобно выбрать какое-то одно название, чтобы обозначить художника определенным образом, наклеить ярлык. Уличные художники очень хорошо чувствуют контекст, они создают произведения, у которых нет экспликации, этикетки, они изначально нацелены на зрителя и на работу с контекстом, а в силу своего разностороннего развития владеют несколькими стилями сразу.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+