18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр под слоем шпаклевки

№46
Материал из газеты

Реставрация одного монументального панно Василия Маслова завершена, но второе все еще на грани гибели

Летом в Москве впервые показали отреставрированное панно Василия Маслова (1905–1938) Индустриализация (2х6 м), обнаруженное под обоями и слоями старой краски и снятое со стены в погибшем уже доме Стройбюро в Болшеве. Судьба второго, парного панно непредсказуема: неясно, разрешат ли власти подмосковного Королева его спасти. TANR писала об этом в январе 2014 года. Дом Стройбюро — главное здание Болшевской трудовой коммуны № 1 НКВД по перевоспитанию малолетних правонарушителей, той самой, о которой снят знаменитый фильм Путевка в жизнь. Дом построили в 1928–1930 годах по проекту Аркадия Лангмана (автора, в частности, стадиона «Динамо») и его постоянного соавтора Лазаря Чериковера. Выдающийся объект авангардной архитектуры, как и коммуна, был предметом гордости — сюда привозили важных иностранцев, бывавших в СССР. Еще в 2013-м дом Стройбюро даже числился заявленным памятником и проходил экспертизу для постановки на охрану. По закону его нельзя было трогать. Но строительная компания «Развитие-ХХІ», собиравшаяся возводить здесь 19-этажный дом, спешно начала снос, чтобы спасать было уже нечего. И тут герои из местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) вместе с сотрудниками городского музея обнаружили на одной из стен масштабные росписи, сделанные Василием Масловым, бывшим коммунаром.

«О том, что такая масляная стенопись есть, мы знали, — вспоминает Наталья Борисова, доцент кафедры реставрации Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, под чьим руководством и проводились работы по восстановлению панно. — Когда беда случилась с домом Стройбюро, стало понятно, что отступать некуда, надо срочно эту стенопись искать. Информация была о двух панно, но снять успели одно, второе отложили до весны».

Беспризорник Василий Маслов попал в коммуну по протекции Максима Горького и получил шанс на новую жизнь. Художник-самоучка, позже окончивший Вхутеин, он находился под влиянием немецких экспрессионистов и французских кубистов. В Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть станковую живопись художника, но из его монументальных вещей сохранились только те, что в Королеве. Авангардного монументального искусства тех лет (росписей фабрик-кухонь и клубов) почти не осталось. Тем уникальнее открытые панно. В 1938-м, как и многих других коммунаров, Маслова репрессировали, расстреляв на Бутовском полигоне. Шестиметровое, на всю стену бывшего клуба коммуны, панно Индустриализация с паровозами, баржами, мостами и Лениным, по сути, памятник художнику.

Панно нашли под слоями обоев, краски и шпаклевки. Пока застройщик ненадолго отложил снос, под ковшами экскаваторов роспись сняли со стены. Ее разделили на 12 секторов, снимая по два сектора сразу, — получилось шесть фрагментов. Сделали это реставраторы Филипп Гузанов и Константин Маслов, однофамилец художника, при участии активистов ВООПИиК, сотрудников музея, преподавателей и студентов Строгановской академии. Живопись укрепили, покрыли полимером и срубили ножами вместе со штукатурным основанием. А потом, перевернув, заклеили красочный слой с тыльной стороны и таким образом транспортировали в Москву. Сроки, отведенные на снятие панно, не позволили идеально соблюсти технологию: перевозить надо было, уложив фрагменты стенописи на плоские щиты, а их свернули. Из-за этого на сгибах, по свидетельству реставраторов, образовалось крошево — красочный слой местами приходилось собирать как мозаику. Расчищенное панно превзошло все ожидания. «До этого нам казалось, что это такой советский хлам, — признается Наталья Борисова, — но, когда мы разложили фрагменты на планшетах и живопись стала открываться, мы увидели всю ее мощь, экспрессию…»

В июле-августе шедевр Маслова впервые показали на выставке дипломных работ выпускников МГХПА им. Строганова (кафедры реставрации монументально-декоративной живописи), прошедшей в выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Борисова считает, что второе панно еще интереснее. Пока оно остается на стене здания, которого фактически уже нет. Последний акт вандализма случился 8 марта 2015 года: в праздник, как это обычно бывает, вопреки запрету городской администрации, тяжелой техникой были завалены подходы к стене. Кто это сделал, неизвестно; якобы даже ведется следствие, но результатов нет. Второе панно пережило зиму без крыши — и второй зимы не перенесет. «Мы сделали анализ штукатурного основания, — говорит Борисова, — в его составе гипс. От влаги он будет и дальше разбухать, живопись может погибнуть».

Пытаясь спасти памятник, реставраторы обращались с письмами к президенту РФ и к губернатору Московской области (ведь после реставрации панно будут выставлены в музее города Королева). Понимая тщетность усилий, никто уже не претендует на сохранение остатков здания — живопись хотя бы спасти. Тем более что труд реставраторов ничего государству не стоил: по информации TANR, при работе над первым панно Строгановке возместили лишь стоимость расходных материалов, ученые и студенты работали бесплатно и готовы работать над ним дальше. Снять панно необходимо немедленно, до холодов, до середины сентября.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+