18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В гибнущем доме Стройбюро в подмосковном Королеве открыты уникальные росписи 1930 года

В подмосковном городе Королеве практически уничтожен главный дом знаменитой Болшевской трудовой коммуны, которую в 1930-е приезжали посмотреть тысячи иностранных туристов, включая нобелев ских лауреатов, всемирно известных писателей и ученых. Сейчас память об этих людях вновь вычеркивается из истории города.

На месте дома Стройбюро (бывшее здание коммуны) хотят построить 19-этажный жилой комплекс. Застройщик, «Развитие-ХХI», игнорируя предписания областного Министерства культуры, начал снос в тот момент, когда здание проходило экспертизу для постановки на охрану, а потому уже было неприкосновенным. Чтобы ускорить снос, за пару месяцев дом поджигали восемь раз. Последний и самый разрушительный пожар, начавшийся 8 ноября, «тушили» на протяжении четырех дней при помощи экскаватора, с трудом ломая кирпичные стены метровой толщины и металлические швеллеры перекрытий. Разгром активно поддерживают и бывшие жильцы, которым, в духе булгаковского сеанса в Варьете, застройщик «временно» выдал квартиры в коммерческом доме — без документов, под условие выселения, если дом Стройбюро не удастся снести.

В это же время в уже расселенном и обгоревшем доме была сделана сенсационная находка: на первом этаже, в бывших клубных помещениях дома активисты королёвского ВООПИиК обнаружили под обоями настенные росписи на тему индустриализации и электрификации, выполненные в 1930–1931 годах художником-коммунаром Василием Масловым. Находка его росписей, считавшихся утерянными, — большая удача вовсе не локального масштаба, хотя бы потому, что из многочисленных панно и фресок рубежа 1920–1930-х, покрывавших стены фабриккухонь, клубов, наркоматов, до наших дней практически ничего не дошло. Кроме того, панно Маслова — яркий и редкий пример монументальной живописи, близкой скорее европейским образцам, чем отечественному соцреализму. Снос необходимо было прекратить любой ценой. Даже объединив усилия, Минкульт Московской области, королёвское и подмосковное отделения ВООПИиК, Государственный институт искусствознания, Центр авангарда в Еврейском музее, МАРХИ, МУАР, Союз архитекторов, российское отделение Docomomo смогли остановить экскаватор далеко не сразу. За это время одно из помещений с росписями было полностью погребено под обвалившимися перекрытиями. Дальше нужно было спасать живопись.

Реставратор с 25-летним опытом работы, однофамилец художника Константин Маслов с коллегой Филиппом Гузановым согласились незамедлительно приступить к сложной задаче — снятию росписей в полусгоревшем и полуснесенном доме. И были вознаграждены. То, что проступило после очистки и закрепления красочного слоя, превзошло все ожидания. «Я никогда такого не видел. Это уникальная живопись. Это шедевр. И по качеству, и по истории создания, — признается Константин Ильич. — Сначала я думал, что это может отправиться, к примеру, в Музей революции, но сейчас нет уже никаких сомнений: это для Третьяковки».

Хранитель ГМИИ им. А. С. Пушкина, специалист по искусству ар-деко Алексей Петухов на своей странице в Facebook так охарактеризовал росписи: «Здесь эхо парижских барж с картин Марке и кубистического Пикассо, зелень декоративных панно Боннара в парадоксальном сочетании с розовым цветом Истории Психеи Дени; в станковой живописи — импрессионизм, Гоген, Сезанн... Прибавить к этому прекрасное владение эффектными — вполне в духе ар-деко — приемами плакатной графики 1920–1930-х. Маслов на равных вел диалог с художниками Запада, особенно с теми, кого считали тогда «революционными», будучи наголову выше доброй половины из них». Сейчас роспись с Лениным, баржами, паровозом и мостом заклеивается и снимается со стены, затем она будет отправлена на реставрацию в Строгановскую академию. Тем временем две недели, отпущенные застройщиком и администрацией города для снятия одной росписи, уже заканчиваются. Но в доме под завалами остаются еще два панно Маслова, которые тоже необходимо сохранить. Одно из них нам известно по фотографии 1930-х годов: на нем дымят заводы и маршируют трое монументальных рабочих. Что изображено на второй росписи, пока понять не удается: фотографий нет, а половина ее находится под завалами.

Судьба этой живописи, как и судьба всего дома, висит на волоске. Понимания, для чего разбирать завалы, почему надо сохранять дом Стройбюро (хотя бы его фасад) и остальные десять зданий комплекса Болшевской трудкоммуны, у администрации города так и не появилось.

Досье

Болшевская трудовая коммуна
1930-е годы

Один из ярких социальных экспериментов советской власти, Болшевская трудовая коммуна НКВД № 1 была успешно работающим комбинатом по перековке воров и беспризорников в музыкантов, художников, спортсменов, рабочих. Это о ней первый советский звуковой фильм Путевка в жизнь. Деятельность Болшевской коммуны была свернута быстро и жестко: в 1937–1938 годах репрессировали почти всех коммунаров и их воспитателей. Так называемый дом Стройбюро был спроектирован для коммунаров и преподавателей известными советскими архитекторами Аркадием Лангманом (автор стадиона «Динамо», здания Госдумы, здания НКВД   на Лубянке) и его постоянным соавтором Лазарем Чериковером. Член Болшевской трудовой коммуны, бывший беспризорник, художник Василий Маслов (1905–1938) попал туда по протекции Максима Горького. Он учился во Вхутеине, испытал влияние немецкого экспрессионизма и кубизма, создавал монументальные живописные панно, в том числе для родной коммуны. Несмотря на яркую славу и персональные выставки, он разделил судьбу других коммунаров: в 1938-м был расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+