18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Граффити XII века нашли в соборе Переславля-Залесского

На стене домонгольского храма обнаружено изображение человека с фантастическим зверем

Граффити XII века — изображение человека с фантастическим животным и фрагмент сопровождающего текста — обнаружили специалисты Института археологии РАН при обследовании одного из древнейших храмов домонгольского периода — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

Композиция состоит из бегущего человека, который левой рукой поднимает над головой вымышленное существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Левее внизу начертан текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал».

«Изображение человека с фантастическим животным и надпись были обнаружены на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов. Надпись, которая находится слева от рисунка и под ним, еще не прочитана. Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст», — гласит сообщение Института археологии.

Владимир Седов, руководитель архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, считает, что найден редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового периода, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом, полагает ученый.

Член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус уточняет: «Сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово „ладно“, скорее всего, следует понимать как „одинаково“, в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке».

Две другие надписи XII века, которые можно прочесть на соседних каменных блоках, представляют собой автограф «Лазорь писал» и последовательность из сокращенно записанных названий дней недели, аналогия которой есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского.

В сентябре этого года в белокаменном Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского проведены археологические раскопки. Их сейчас завершает архитектурно-археологическая команда Института археологии РАН при содействии Переславского музея-заповедника. Работы связаны с предстоящей реставрацией интерьера этого древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В проект включены памятники XII — начала XIII века северо-восточной и северо-западной архитектурных традиций. Новый этап археологического изучения храмов уже состоялся в предыдущие годы в Боголюбове, Кидекше, Новгороде и Юрьеве-Польском.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+