Археологи рассказали о важнейших находках в Новгороде

Археологические раскопки, прошедшие летом 2014 года в Великом Новгороде, принесли сенсационные результаты, пишет «Коммерсантъ». По словам руководителя археологической экспедиции Владимира Седова, раскопки, проходившие на территории Георгиевского собора Юрьева монастыря (входит в список ЮНЕСКО), привели к важнейшим историко-археологическим открытиям. Так, в северной части собора была обнаружена надгробная плита святителя Феоктиста, новгородского святого XIII–XIV веков, который был перезахоронен в Юрьевом монастыре в 1786 году. В советское время плиту закрыли новым слоем пола, а серебряную раку с мощами святого, установленную на ее месте, вывезли из монастыря, из-за чего точное место захоронения архиепископа Новгородского и Псковского было утрачено. Кроме того, в нижней части алтаря Георгиевского собора, на метровой глубине, удалось обнаружить изображения лика Богоматери, а также некоей молодой женщины без нимба с короной на голове. Археологи предполагают, что последний фрагмент может быть частью фрески, изображающей сцену «Чудо Георгия о змие», где Георгий Победоносец спасает царевну Елисаву. Впрочем, точность этого предположения еще предстоит уточнить историкам и искусствоведам. По словам Седова, работы по изучению, восстановлению и реставрации всех найденных фрагментов могут занять больше десяти лет.

Впрочем, открытия касаются не только древнерусской живописи, но и письменности. Так, археологам удалось восстановить по 30 фрагментам фресок двухчастную надпись, которая была сделана на одной из стен собора. В первой части говорится о смерти и погребении новгородского архиепископа Антония в 1232 году, вторая сообщает о смерти и погребении здесь же двух сыновей князя Ярослава Владимировича, Изяслава и Ростислава, умерших в 1198 году и перевезенных в Новгород, где правил их отец. Это одна из самых больших древнерусских надписей-граффити, сохранившихся до наших дней.

Раскопки велись и на территории других новгородских монастырей — Пантелеймонова и Благовещенского. Последний был возведен в 1179 году и позднее перестроен. Археологи добрались до основания древних каменных ворот монастыря, сооруженных в 1182 году, а также трапезной XVI–XVII веков.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+