18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родченко: от Москвы до льдов Крайнего Севера

№84
Материал из газеты

Монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве» подчеркивает актуальность наследия Родченко, а еще роль его учеников

Монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг» — логичное продолжение совместного проекта Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», где на рубеже 2018–2019 годов состоялась одноименная выставка. 

Среди авторов книги — кураторы выставки Кирилл Гаврилин, Александр Лаврентьев и Екатерина Лаврентьева, а также директор Музея Норильска Наталья Федянина и Марина Зиновеева, возглавляющая музей МГХПА. В монографии опубликовано более 200 произведений Александра Родченко и его ближайших соратников: Варвары Степановой, Ольги Розановой, Владимира Маяковского и Захара Быкова. Важно, что многие воспроизводятся впервые, в том числе вещи из музея Строгановки и из собрания семьи художника — Фонда Родченко и Степановой.

Четыре из двенадцати разделов книги посвящены «первоэлементам» творческой системы главного героя. Здесь прослежена взаимосвязь между различными сферами его деятельности. К таким первоэлементам авторы относят плоскость, круг, линию, а также понятия пространства и перспективы. Вокруг них группируются произведения Родченко самого разного формата. Екатерина Лаврентьева в главе «Мечты» отмечает, что «изобретатели» из числа русских авангардистов, подобно художникам эпохи Возрождения, стремились освоить как можно больше областей творчества. Изобретая новый мир, они буквально проектировали еще и самих себя, собственную жизнь.

В главе «Арктика как культурный ландшафт» Кирилл Гаврилин предлагает взглянуть на индустриальный Норильск по-новому: автору удалось разглядеть в проектах архитекторов Витольда Непокойчицкого и Лидии Миненко, отвечавших за городскую застройку в 1947–1953 годах, не только черты «сталинского ампира» и градостроительные традиции родного им Ленинграда, но и конструктивистское пространство, воплощенную мечту русских авангардистов. Планы строительства городов будущего, освоения новых пространств — одна из центральных тем и для архитекторов-конструктивистов. 

Издание подчеркивает актуальность наследия Родченко, а еще роль его учеников. В числе его «наследников по прямой», как это формулирует ректор Строгановской академии Сергей Курасов во вступительном слове, — современные художники, дизайнеры, фотографы. 

Фигура Родченко как основоположника дизайна у нас в стране — поистине один из столпов образовательных традиций Строгановской академии. Эта связь подчеркивается и через преемственность от Вхутемаса, где Родченко преподавал на протяжении десяти лет, и через личные связи: один из проректоров академии, инициатор выставки и книги Александр Лаврентьев — внук Родченко и Степановой. Другое связующее звено — Захар Быков, ученик Родченко во Вхутемасе, впоследствии ректор Строгановки. Ему посвящена глава издания под названием «Один из первых». Именно Быков впервые в СССР использовал термин «дизайн» и во многом сформировал идеологию новой тогда профессии.  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+