18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родченко: от Москвы до льдов Крайнего Севера

№84
Материал из газеты

Монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве» подчеркивает актуальность наследия Родченко, а еще роль его учеников

Монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг» — логичное продолжение совместного проекта Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», где на рубеже 2018–2019 годов состоялась одноименная выставка. 

Среди авторов книги — кураторы выставки Кирилл Гаврилин, Александр Лаврентьев и Екатерина Лаврентьева, а также директор Музея Норильска Наталья Федянина и Марина Зиновеева, возглавляющая музей МГХПА. В монографии опубликовано более 200 произведений Александра Родченко и его ближайших соратников: Варвары Степановой, Ольги Розановой, Владимира Маяковского и Захара Быкова. Важно, что многие воспроизводятся впервые, в том числе вещи из музея Строгановки и из собрания семьи художника — Фонда Родченко и Степановой.

Четыре из двенадцати разделов книги посвящены «первоэлементам» творческой системы главного героя. Здесь прослежена взаимосвязь между различными сферами его деятельности. К таким первоэлементам авторы относят плоскость, круг, линию, а также понятия пространства и перспективы. Вокруг них группируются произведения Родченко самого разного формата. Екатерина Лаврентьева в главе «Мечты» отмечает, что «изобретатели» из числа русских авангардистов, подобно художникам эпохи Возрождения, стремились освоить как можно больше областей творчества. Изобретая новый мир, они буквально проектировали еще и самих себя, собственную жизнь.

В главе «Арктика как культурный ландшафт» Кирилл Гаврилин предлагает взглянуть на индустриальный Норильск по-новому: автору удалось разглядеть в проектах архитекторов Витольда Непокойчицкого и Лидии Миненко, отвечавших за городскую застройку в 1947–1953 годах, не только черты «сталинского ампира» и градостроительные традиции родного им Ленинграда, но и конструктивистское пространство, воплощенную мечту русских авангардистов. Планы строительства городов будущего, освоения новых пространств — одна из центральных тем и для архитекторов-конструктивистов. 

Издание подчеркивает актуальность наследия Родченко, а еще роль его учеников. В числе его «наследников по прямой», как это формулирует ректор Строгановской академии Сергей Курасов во вступительном слове, — современные художники, дизайнеры, фотографы. 

Фигура Родченко как основоположника дизайна у нас в стране — поистине один из столпов образовательных традиций Строгановской академии. Эта связь подчеркивается и через преемственность от Вхутемаса, где Родченко преподавал на протяжении десяти лет, и через личные связи: один из проректоров академии, инициатор выставки и книги Александр Лаврентьев — внук Родченко и Степановой. Другое связующее звено — Захар Быков, ученик Родченко во Вхутемасе, впоследствии ректор Строгановки. Ему посвящена глава издания под названием «Один из первых». Именно Быков впервые в СССР использовал термин «дизайн» и во многом сформировал идеологию новой тогда профессии.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+