18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведения Родченко и Степановой с размахом расселились в Музее личных коллекций

Летом открылась новая экспозиция русских авангардистов.

Теперь постоянная экспозиция Александра Родченко и Варвары Степановой в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина занимает три музейных зала. Она пополнилась дарами семьи художников и работами, прежде хранившимися в запасниках.

Часть наследия Родченко — Степановой была передана в дар музею в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым, а часть поступила из семьи совсем недавно.

Один из залов отведен позднему творчеству Родченко, который увлекался в 1930–1940-е годы темами спорта и цирка. В них сложно узнать былого Родченко-живописца: конструктивизм остался в прошлом, Родченко вернулся к экспрессионизму. Тема цирка, его волшебство и свобода, привлекала Родченко всегда. Едва купив свою первую камеру Leica, он отправился снимать в цирк, хотя главная его фотографическая серия на эту тему сложилась только в 1940 году. Однако в холстах конца 1930-х, возможно помимо воли автора, чувствуется не только восхищение особым миром арены. В картинах Акробатка на проволоке; Перед выходом и Романс. Клоун с собакой присутствует ощущение тревоги и царит довольно зловещая атмосфера. Несколько графических зарисовок тушью посвящены футболу. Родченко привлекал момент футбольной стычки, когда фигуры сплетаются в единый ком, из которого торчат руки и ноги спортсменов. В единственной картине маслом на эту тему тела футболистов слились в бурое месиво — образ, который оставляет тяжелое впечатление. Также в музее теперь можно увидеть картину Родченко Пространственная конструкция № 5 (1918/1974), реконструированную в 1990 году, которая вернулась в музей после выставки в Японии.

Собрание работ Варвары Степановой пополнилось графикой 1920-х годов. В нескольких эскизах мужских и женских фигур проявляется конструктивно-геометрический подход к изображению человека. Новые предметы, безусловно, усилили экспозицию, которую сам музей называет «крупнейшей коллекцией в мире». Жаль лишь, что в ней нет фотографий Родченко, демонстрирующих его всемирно известное амплуа. Ими, скорее всего, можно будет полюбоваться на открывающейся в конце ноября выставке В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения, где будут представлены не только произведения искусства, но и личные вещи, фотографии и многое другое.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+