18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У реставраторов наболело

Специалисты в области сохранения объектов культурного наследия обратились к советнику президента РФ по культуре Владимиру Толстому и министру культуры Ольге Любимовой с открытым письмом о катастрофическом положении в отрасли

В письме состояние реставрационной отрасли названо «кризисным», а сама отрасль — «по сути, разрушенной в результате законодательных и структурных изменений».

Одним из результатов сложившейся ситуации, пишут реставраторы, является подмена понятия «научная реставрация» термином «ремонтно-реставрационные работы», искажающим суть и цели реставрационной деятельности. Приоритетом при работе с памятниками стало получение экономической выгоды, а не сохранение их подлинного облика и материальной структуры.

Специалисты также указывают на проблему вымывания профессиональных кадров и падение уровня мастерства, уничтожение архивов и разрушение нормативной базы реставрации. Система выбора поставщика услуг (согласно закону 2013 года) в сфере сохранения объектов культурного наследия показала свою неэффективность, а в некоторых случаях стала причиной нанесения вреда памятникам, отмечают авторы письма. Дело в том, что важнейшие из условий конкурсных торгов — понижение стоимости работ и сокращение их сроков, а не качество выполнения. При таких условиях победителями конкурсов зачастую становятся организации, в составе которых нет достаточно профессиональных узкопрофильных специалистов, а в работе используются непроверенные материалы.

Серьезную обеспокоенность вызывает наметившееся в последние два года перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то что в структуру Министерства культуры РФ входят два специальных департамента (департамент музеев и департамент охраны культурного наследия), ответственность по обсуждению проблем и решению вопросов, связанных с сохранением памятников истории и культуры, а также с реставрационной деятельностью, взяло на себя Министерство строительства РФ. Все это губительно сказывается на состоянии памятников и даже может привести к их утрате.

«Ситуация, увы, приобретает характер катастрофы» — так завершается письмо, которое подписали почти 300 специалистов по сохранению культурного наследия, среди которых архитекторы и художники-реставраторы, сотрудники крупнейших музеев России (ГМИИ им. А.С.Пушкина, Исторического музея, Музеев Московского Кремля, Музея им. Андрея Рублева, Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев) и ведущих профессиональных организаций — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Полностью текст письма, в котором не только перечислены проблемы, но и предложены пути их решения, опубликован на сайте «Хранители наследия».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+