18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как сохранить русские усадьбы

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

Для спасения усадеб Министерство культуры РФ и общественные организации разрабатывают новые схемы

Парадный въезд в подмосковную усадьбу Гребнево. Фото: Константин Кокошкин/ГеоФото
Парадный въезд в подмосковную усадьбу Гребнево.
Фото: Константин Кокошкин/ГеоФото

Эпоху капитализма и частной собственности в нашей стране сопровождают бесконечные дискуссии о сохранении и статусе национализированных после революции усадеб, многие из которых без крепкой хозяйской руки дошли почти до полного исчезновения. (Настроение участников на входе и выходе можно охарактеризовать словами известных песен — от лирических «Как упоительны в России вечера… Балы, красавицы, лакеи, юнкера» до саркастических «Где деньги, Зин?».) На этой волне появляются различные инициативы снизу, как правило в формате государственно-частного партнерства. И отчасти они даже воплощаются, что внушает осторожные надежды на изменение ситуации.

В современной истории есть примеры бережного восстановления исторических зданий за частные средства. Здесь в числе самых ярких примеров мы можем вспомнить усадьбу Муравьевых-Апостолов в Москве, которой занимался потомок бывших владельцев Кристофер Муравьев-Апостол, или же Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге — его реставрацию под Музей Фаберже проводил фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга. Но это не тенденция, а единичные случаи, и особенно актуальным становится вопрос, как сохранить выдающееся по всем параметрам здание, особенно если оно находится за пределами двух столиц.

На встрече с участниками Ассоциации владельцев исторических усадеб министр культуры РФ Владимир Мединский впервые вслух сказал о том, что и так давно было ясно: все усадьбы, кроме музеев, необходимо отдать в частные руки — в аренду или продать. Причина тому — отсутствие у государства какой бы то ни было возможности финансовых вливаний в этот сектор. 

По оценке бывшего замминистра культуры Олега Рыжкова, для того, чтобы привести в порядок более-менее ценные с исторической и культурной точки зрения объекты, требуется порядка 10 трлн руб., а бюджет ведомства на реставрацию — около 7 млрд руб. в год (см. TANR № 57). По данным Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ, ежегодная потребность вложений в российские памятники составляет 400–500 млрд руб., что превышает предусмотренные федеральным бюджетом объемы более чем в десять раз.

В числе новых, но пока не очень востребованных государственных проектов — «Аренда за 1 рубль» Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (аналогичная программа была запущена в Москве несколько лет назад). 

На самом деле эта стоимость может увеличиться в ходе аукциона, на который выставляются объекты культурного наследия. Ее арендатор платит после приведения в надлежащее состояние объекта культурного наследия, и установленная в ходе аукциона сумма не меняется на весь срок действия договора аренды. В списке сейчас 33 здания, как крупные, например гостиница «Мадрид» в Екатеринбурге и военно-морские сооружения в Кронштадте, так и две усадьбы — дома Кашириных и Рябининой в Нижнем Новгороде. 

Недавно образованная Ассоциация владельцев исторических усадеб во главе с Михаилом Лермонтовым, с 1990-х годов имеющим отношение к усадьбе Середниково, намерена организовать общественный фонд «Национальное наследие» по аналогии с National Trust. У старейшей британской благотворительной организации сейчас более 4 млн членов, которые делают взносы на сохранение наследия и получают за это разные преференции, в зависимости от вклада. Большие надежды в Ассоциации владельцев исторических усадеб возлагают на туризм и обещают проложить специальный маршрут, в который войдут дома ее участников. Среди них — деревянный терем, усадьба Асташово в Костромской области и усадьба дворян Качаловых Хвалевское в Вологодской области. А всего в общественной организации состоит 35 участников, число которых в ближайшие пять лет планируется довести до 100 (по нашим данным, именно столько усадеб сейчас находится в России в частных руках). 

Эта инициатива может дополнить успешный ведомственный проект «Русские усадьбы», он запущен в 2013 году и объединяет 37 музеев-заповедников и 19 музеев-усадеб. Особенно популярны маршруты «Ясная Поляна Льва Толстого — Спасское-Лутовиново Ивана Тургенева — Мелихово Антона Чехова» и «Царицыно — Поленово Василия Поленова — усадьба Гончаровых». 

Министр культуры уже согласился стать почетным попечителем общественного фонда «Национальное наследие», а Ассоциация владельцев исторических усадеб пообещала озадачиться поиском арендаторов, владельцев и волонтеров для нескольких тысяч усадеб. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+