Инвесторам станет легче на объектах культурного наследия

Министерство культуры России существенно упрощает правила эксплуатации объектов культурного наследия в надежде привлечь к сохранению памятников больше частного капитала

Усадьба Знаменское-Раек в Тверской области. Фото: Реставрационная мастерская Виктора Морозова
Усадьба Знаменское-Раек в Тверской области.
Фото: Реставрационная мастерская Виктора Морозова

На прошедшем в Министерстве культуры во вторник 10 октября брифинге обсуждали предложенные ведомством изменения в закон «Об объектах культурного наследия Российской Федерации». Их цель — устранить административные барьеры и оптимизировать требования к сохранению объектов культурного наследия (ОКН), предъявляемые к их собственникам, пользователям и арендаторам. Для этого, в частности, вводится новый вид работ — «текущее содержание объекта культурного наследия». Имеются в виду работы по поддержанию ОКН в надлежащем состоянии, но не являющиеся работами по сохранению объекта. Отмечается, что пользователь или собственник сможет проводить их собственными силами без привлечения лицензируемой организации. К новой категории относятся такие виды деятельности, как ремонт инженерных сетей и лифтового оборудования, локальный ремонт интерьеров, замена оконных и дверных заполнений, локальный ремонт повреждения здания, ямочный ремонт покрытия территории объекта и ее благоустройство, установка легковозводимых конструкций при проведении временных мероприятий. Кроме того, после вступления закона в силу пользователям или собственникам объектов не нужно будет проходить госэкспертизу проектной документации и получать разрешение на строительство на ОКН зданий с тремя и менее этажами и площадью не более 1,5 тыс. кв. м.

Директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Цветнов назвал эти поправки самой крупной попыткой изменения закона, направленной на привлечение внебюджетного капитала для сохранения объектов культурного наследия. «Сейчас, чтобы покрасить окно, по закону нужно провести историко-культурную экспертизу. Теперь многие виды работ, в том числе текущий ремонт, из-под историко-культурной экспертизы будут выведены», — уточнил он.

На прошедшем брифинге особо подчеркивалось, что законопроект разрешит инвесторам установку на объекте культурного наследия сооружений, предназначенных для его обслуживания, — речь идет о технических подстанциях, электрощитовых, вентиляционных шахтах и так далее. Кроме того, при обеспечении сохранности ОКН собственнику или пользователю будет разрешено использовать и изменять подземное пространство под ним. «Мы исходим из того, что все освоение подземного пространства не должно нанести вред или урон объекту, а будет ли это только территория под ним или пространство в два раза больше него, не важно», — заявил Цветнов.

Последний пункт насторожил присутствовавшего на встрече Константина Михайлова, координатора общественного движения «Архнадзор» и главного редактора портала «Хранители наследия». Он предложил ограничить варианты освоения подземного пространства нуждами сохранности памятника или работы объекта культуры. «Что бы мы ни говорили, освоение подземного пространства — это вмешательство в памятник и для объекта культурного наследия это всегда определенная жертва. Одно дело, когда она оправдана сохранением объекта, как, например, в Пашковом доме, и совсем другое — коммерческими интересами хозяина», — заявил он.

В комментарии TANR Михайлов выразил надежду на то, что последует общественное обсуждение законопроекта. «То, что сейчас обсуждается в Министерстве культуры, — в какой-то степени легализация уже свершающихся процессов. Мы знаем большое количество примеров и освоения подземного пространства под объектом культурного наследия, и установки технических сооружений на его территории. Раньше это решалось в „ручном режиме“, теперь — и это, наверное, к лучшему — появится общая законодательная рамка. Но при этом всегда важны нюансы и конкретные архитектурные решения», — уточнил он.

Еще одним существенным изменением, которое готовит новый законопроект, станет упрощение процедуры работы с выявленными объектами культурного наследия — теми памятниками, по которым не принято решение о включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН). Предполагается, что региональные органы охраны уполномочат вносить единым списком те или иные памятники в ЕГРОКН на основании решения собственного методического совета, без проведения историко-культурной экспертизы. Как подтвердили участники брифинга, в конечном счете это может привести к тому, что само по себе понятие «выявленный объект культурного наследия», на который не распространяются многие охранные обязательства, предъявляемые к ОКН, может исчезнуть. При этом Цветнов уточнил, что сейчас в стране более 130 тыс. ОКН и еще около 100 тыс. памятников имеют статус выявленных объектов культурного наследия. Вступить в силу законодательные изменения могут уже весной следующего года.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+