18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников

Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия

Собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря. Фото: Наталья Шкуренок
Собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря.
Фото: Наталья Шкуренок

Свое место среди самых выдающихся памятников истории и культуры заняли «Памятники древнего Пскова» — десять церквей, созданных в XII–XVI веках и положивших начало псковской архитектурной школе. Это решение ЮНЕСКО позволило России войти в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников наряду с Италией, Китаем, Испанией, Германией, Францией, Индией, Мексикой и Великобританией. Теперь в нашей стране находится уже 32 объекта из списка всемирного наследия. 

«Я говорил когда-то в шутку, что список всемирного наследия ЮНЕСКО без псковской архитектуры неполноценен, — прокомментировал событие министр культуры РФ Владимир Мединский. — Псковская область буквально переполнена уникальными памятниками, храмами, крепостями, шедеврами мирового зодчества. И то, что теперь в список попали объекты Псковской области, думаю, подтолкнет многих из нас еще раз поехать в Псковскую область посмотреть на них и поразиться».

Церковь Богоявления со звонницей XV века. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Богоявления со звонницей XV века.
Фото: Наталья Шкуренок

Изначально в составе номинации «Памятники древнего Пскова», поданной от России, числилось 18 объектов. В нее входили не только церковные, но и оборонительные и гражданские постройки. Решением комиссии ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) список был сокращен до десяти объектов. 

В перечень вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря XIII века, Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века, церковь Покрова от Пролома XV–XVI веков, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков, церковь Георгия со Взвоза XV века, церковь Богоявления со звонницей XV века, церковь Николы со Усохи XVI века, церковь Василия на Горке XV века.

Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря. Фото: Наталья Шкуренок
Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря.
Фото: Наталья Шкуренок

В этом списке и самые ранние постройки, сохранившие черты псковской архитектуры XII века, и храмы в XV–XVI века, когда под влиянием византийских и новгородских традиций она достигла пика своего развития. Псковская школа зодчества стала одной из самых влиятельных в стране и оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий. Сейчас Псков и область насчитывают 4 тыс. охраняемых объектов истории и культуры регионального и федерального подчинения. 

Включение номинации «Памятники древнего Пскова» в список всемирного наследия поддержали девять стран — членов ЮНЕСКО: Азербайджан, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Зимбабве, Испания, Киргизия, Китай, Норвегия.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков.
Фото: Наталья Шкуренок

«Уникальность нашей церковной архитектуры была подчеркнута всеми экспертами, — рассказал корреспонденту TANR Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и бывший заместитель министра культуры России. — Это и радостное событие, и возможности, которые открываются для Псковской области, и большая ответственность. Мы сохраняем памятники не только для ЮНЕСКО, но и для себя, для наших потомков. Включение Пскова в список всемирного наследия — это еще и доказательство консенсуса, который сложился в обществе: философия подхода ЮНЕСКО к охране памятников такова, что необходимые документы невозможно составить без консенсуса между гражданским обществом, властью, бизнесом». 

По мнению Михаила Мильчика, искусствоведа, члена советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, псковские церкви — постройки высочайших художественных и исторических качеств, которые бесспорно заслуживают включения в список всемирного наследия. «Псков — один из древнейших городов северо-запада России, и теперь его статус повышается в глазах туристов. Но это влечет за собой очень серьезные последствия, — считает он. — Нужна единая охранная зона всех десяти объектов, и при этом необходимо создание новой инфраструктуры для туристов. Все эти условия непросто выполнить, а ЮНЕСКО очень жестко следит за их соблюдением». 

Церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века.
Фото: Наталья Шкуренок

В ближайшее время псковские власти обещают разместить на всех объектах из списка всемирного наследия информационные знаки. Но перед местными властями и органами охраны Псковской области стоят и куда более серьезные задачи по обеспечению мер охраны по стандартам Комитета всемирного наследия: создание буферных зон, определение границ объекта, запрет застройки в зонах охраны, проведение реставрации. И конечно, поиски финансирования: сейчас, по словам Веры Емельяновой, первого заместителя губернатора Псковской области, оно недостаточно. Руководство области уже обратилось к министру культуры РФ с просьбой обсудить вопрос о выделении дополнительного финансирования на реставрацию этих памятников. По мнению Владимира Аристархова, вопросы комплексного решения охраны памятников Пскова могут стать темой отдельного обсуждения на Совете по культуре при Президенте РФ.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+