18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников

Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия

Собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря. Фото: Наталья Шкуренок
Собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря.
Фото: Наталья Шкуренок

Свое место среди самых выдающихся памятников истории и культуры заняли «Памятники древнего Пскова» — десять церквей, созданных в XII–XVI веках и положивших начало псковской архитектурной школе. Это решение ЮНЕСКО позволило России войти в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников наряду с Италией, Китаем, Испанией, Германией, Францией, Индией, Мексикой и Великобританией. Теперь в нашей стране находится уже 32 объекта из списка всемирного наследия. 

«Я говорил когда-то в шутку, что список всемирного наследия ЮНЕСКО без псковской архитектуры неполноценен, — прокомментировал событие министр культуры РФ Владимир Мединский. — Псковская область буквально переполнена уникальными памятниками, храмами, крепостями, шедеврами мирового зодчества. И то, что теперь в список попали объекты Псковской области, думаю, подтолкнет многих из нас еще раз поехать в Псковскую область посмотреть на них и поразиться».

Церковь Богоявления со звонницей XV века. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Богоявления со звонницей XV века.
Фото: Наталья Шкуренок

Изначально в составе номинации «Памятники древнего Пскова», поданной от России, числилось 18 объектов. В нее входили не только церковные, но и оборонительные и гражданские постройки. Решением комиссии ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) список был сокращен до десяти объектов. 

В перечень вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря XIII века, Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века, церковь Покрова от Пролома XV–XVI веков, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков, церковь Георгия со Взвоза XV века, церковь Богоявления со звонницей XV века, церковь Николы со Усохи XVI века, церковь Василия на Горке XV века.

Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря. Фото: Наталья Шкуренок
Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря.
Фото: Наталья Шкуренок

В этом списке и самые ранние постройки, сохранившие черты псковской архитектуры XII века, и храмы в XV–XVI века, когда под влиянием византийских и новгородских традиций она достигла пика своего развития. Псковская школа зодчества стала одной из самых влиятельных в стране и оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий. Сейчас Псков и область насчитывают 4 тыс. охраняемых объектов истории и культуры регионального и федерального подчинения. 

Включение номинации «Памятники древнего Пскова» в список всемирного наследия поддержали девять стран — членов ЮНЕСКО: Азербайджан, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Зимбабве, Испания, Киргизия, Китай, Норвегия.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков.
Фото: Наталья Шкуренок

«Уникальность нашей церковной архитектуры была подчеркнута всеми экспертами, — рассказал корреспонденту TANR Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и бывший заместитель министра культуры России. — Это и радостное событие, и возможности, которые открываются для Псковской области, и большая ответственность. Мы сохраняем памятники не только для ЮНЕСКО, но и для себя, для наших потомков. Включение Пскова в список всемирного наследия — это еще и доказательство консенсуса, который сложился в обществе: философия подхода ЮНЕСКО к охране памятников такова, что необходимые документы невозможно составить без консенсуса между гражданским обществом, властью, бизнесом». 

По мнению Михаила Мильчика, искусствоведа, члена советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, псковские церкви — постройки высочайших художественных и исторических качеств, которые бесспорно заслуживают включения в список всемирного наследия. «Псков — один из древнейших городов северо-запада России, и теперь его статус повышается в глазах туристов. Но это влечет за собой очень серьезные последствия, — считает он. — Нужна единая охранная зона всех десяти объектов, и при этом необходимо создание новой инфраструктуры для туристов. Все эти условия непросто выполнить, а ЮНЕСКО очень жестко следит за их соблюдением». 

Церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века.
Фото: Наталья Шкуренок

В ближайшее время псковские власти обещают разместить на всех объектах из списка всемирного наследия информационные знаки. Но перед местными властями и органами охраны Псковской области стоят и куда более серьезные задачи по обеспечению мер охраны по стандартам Комитета всемирного наследия: создание буферных зон, определение границ объекта, запрет застройки в зонах охраны, проведение реставрации. И конечно, поиски финансирования: сейчас, по словам Веры Емельяновой, первого заместителя губернатора Псковской области, оно недостаточно. Руководство области уже обратилось к министру культуры РФ с просьбой обсудить вопрос о выделении дополнительного финансирования на реставрацию этих памятников. По мнению Владимира Аристархова, вопросы комплексного решения охраны памятников Пскова могут стать темой отдельного обсуждения на Совете по культуре при Президенте РФ.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
5
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+