Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников

Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия

Собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря. Фото: Наталья Шкуренок
Собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря.
Фото: Наталья Шкуренок

Свое место среди самых выдающихся памятников истории и культуры заняли «Памятники древнего Пскова» — десять церквей, созданных в XII–XVI веках и положивших начало псковской архитектурной школе. Это решение ЮНЕСКО позволило России войти в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников наряду с Италией, Китаем, Испанией, Германией, Францией, Индией, Мексикой и Великобританией. Теперь в нашей стране находится уже 32 объекта из списка всемирного наследия. 

«Я говорил когда-то в шутку, что список всемирного наследия ЮНЕСКО без псковской архитектуры неполноценен, — прокомментировал событие министр культуры РФ Владимир Мединский. — Псковская область буквально переполнена уникальными памятниками, храмами, крепостями, шедеврами мирового зодчества. И то, что теперь в список попали объекты Псковской области, думаю, подтолкнет многих из нас еще раз поехать в Псковскую область посмотреть на них и поразиться».

Церковь Богоявления со звонницей XV века. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Богоявления со звонницей XV века.
Фото: Наталья Шкуренок

Изначально в составе номинации «Памятники древнего Пскова», поданной от России, числилось 18 объектов. В нее входили не только церковные, но и оборонительные и гражданские постройки. Решением комиссии ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) список был сокращен до десяти объектов. 

В перечень вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря XIII века, Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века, церковь Покрова от Пролома XV–XVI веков, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков, церковь Георгия со Взвоза XV века, церковь Богоявления со звонницей XV века, церковь Николы со Усохи XVI века, церковь Василия на Горке XV века.

Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря. Фото: Наталья Шкуренок
Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря.
Фото: Наталья Шкуренок

В этом списке и самые ранние постройки, сохранившие черты псковской архитектуры XII века, и храмы в XV–XVI века, когда под влиянием византийских и новгородских традиций она достигла пика своего развития. Псковская школа зодчества стала одной из самых влиятельных в стране и оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий. Сейчас Псков и область насчитывают 4 тыс. охраняемых объектов истории и культуры регионального и федерального подчинения. 

Включение номинации «Памятники древнего Пскова» в список всемирного наследия поддержали девять стран — членов ЮНЕСКО: Азербайджан, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Зимбабве, Испания, Киргизия, Китай, Норвегия.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков.
Фото: Наталья Шкуренок

«Уникальность нашей церковной архитектуры была подчеркнута всеми экспертами, — рассказал корреспонденту TANR Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и бывший заместитель министра культуры России. — Это и радостное событие, и возможности, которые открываются для Псковской области, и большая ответственность. Мы сохраняем памятники не только для ЮНЕСКО, но и для себя, для наших потомков. Включение Пскова в список всемирного наследия — это еще и доказательство консенсуса, который сложился в обществе: философия подхода ЮНЕСКО к охране памятников такова, что необходимые документы невозможно составить без консенсуса между гражданским обществом, властью, бизнесом». 

По мнению Михаила Мильчика, искусствоведа, члена советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, псковские церкви — постройки высочайших художественных и исторических качеств, которые бесспорно заслуживают включения в список всемирного наследия. «Псков — один из древнейших городов северо-запада России, и теперь его статус повышается в глазах туристов. Но это влечет за собой очень серьезные последствия, — считает он. — Нужна единая охранная зона всех десяти объектов, и при этом необходимо создание новой инфраструктуры для туристов. Все эти условия непросто выполнить, а ЮНЕСКО очень жестко следит за их соблюдением». 

Церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века. Фото: Наталья Шкуренок
Церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века.
Фото: Наталья Шкуренок

В ближайшее время псковские власти обещают разместить на всех объектах из списка всемирного наследия информационные знаки. Но перед местными властями и органами охраны Псковской области стоят и куда более серьезные задачи по обеспечению мер охраны по стандартам Комитета всемирного наследия: создание буферных зон, определение границ объекта, запрет застройки в зонах охраны, проведение реставрации. И конечно, поиски финансирования: сейчас, по словам Веры Емельяновой, первого заместителя губернатора Псковской области, оно недостаточно. Руководство области уже обратилось к министру культуры РФ с просьбой обсудить вопрос о выделении дополнительного финансирования на реставрацию этих памятников. По мнению Владимира Аристархова, вопросы комплексного решения охраны памятников Пскова могут стать темой отдельного обсуждения на Совете по культуре при Президенте РФ.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+