18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия

№83
Материал из газеты

Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые

Автор книги «Эдвард Хоппер: мечтатель без иллюзий» Дидье Оттанже — французский искусствовед, заместитель директора Музея современного искусства в Центре Помпиду. Жанр его книги строго соответствует определению «творческая биография». Никаких занимательных, любовных или трагических историй из жизни героя в ней нет. Последовательно и обстоятельно Оттанже рассказывает, как складывался узнаваемый стиль Эдварда Хоппера (1882–1967) на фоне споров о том, какой должна быть американская живопись, принципиально отличная от европейской. А во второй части биографии рассказывается уже о том, как живопись Хоппера влияла на восприятие Америки его соотечественниками и европейцами.

Несмотря на то что семья Эдварда была строгая, баптистская, в ней любили искусство. Он брал уроки рисования сначала заочно, а потом окончил Нью-Йоркскую школу искусств. Как и многие ее выпускники, поехал в Европу (за 1906–1910 годы он побывал там трижды), чтобы учиться уже у старых мастеров и импрессионистов. Рембрандт произвел на него неизгладимое впечатление, а Пикассо он даже не заметил. В молодости Хоппер был галломаном: обожал французский язык и литературу, жил в Париже, любил и писал его — по-импрессионистски, с радостью. 

Но, вернувшись на родину, был вынужден зарабатывать на жизнь рекламой, газетными карикатурами и журнальными иллюстрациями. Такая работа, как считает Дидье Оттанже, повлияла на его стиль — по живописи и рисунку демократичный, но воспевающий не радости консюмеризма, а меланхолию, потерянность и одиночество. Приблизительно то же происходит в литературе: американские писатели начали писать как журналисты — лаконично, без изысков.

В конце 1910-х в американском искусстве начинается новая эра: во-первых, провозглашается задача отказаться от академизма и изображать «реальную жизнь», во-вторых, делать это не по-европейски, а в национальном духе. Оттанже рассказывает об этой борьбе за новое американское искусство подробно, упоминает множество имен художников и названий объединений, что будет особенно интересно тем, кто с историей американского искусства первой половины ХХ века не знаком. А без этого невозможно понять истоки поп-арта.

Признание пришло к Хопперу поздно. Лишь осенью 1923 года выставка его акварельных пейзажей в Бруклинском музее вызвала восторг у критиков и музей купил в коллекцию одну из работ. 

«Акварели, привезенные Хоппером из штата Мэн, обязаны своим успехом не только сюжету, но и манере изображения, воплощающей в себе то „пуританство“, которое Америка в поисках национальной идентичности возводит в ранг эстетической ценности», — объясняет Дидье Оттанже.

После этого слава Эдварда Хоппера росла до самой его смерти в 1967 году. Так что книга о нем с середины превратилась в рассказ о том, как от картины к картине формируется неповторимый «кинематографический» стиль, оттачивается мастерство и появляются излюбленные сюжеты с одинокими людьми в экзистенциальной тоске.

При этом на каждой странице воспроизведены работы художника с описанием их содержания и впечатления, которое они производят. Оттанже делает эти расширенные подписи строго и с полным пониманием того, о чем пишет. Считая Хоппера выдающимся живописцем, он посвящает свету в его картинах целую главу: «С тем же особым вниманием, с каким Хоппер передавал движение лучей света по залитым солнцем архитектурным постройкам, он на картине „Утреннее солнце“ (1952) предельно тщательно изобразил тончайшую игру света на коже модели».

В «Полуночниках», самом знаменитом произведении своего героя, Дидье Оттанже видит прямое влияние Рембрандта. Картине посвящена одна из глав, «„Полуночники“ и литература», в последней, документальной, части книги. Там собраны фрагменты из текстов самого художника, воспоминания о нем, высказывания критиков и кинорежиссеров, на которых повлияли его картины. А повлияли они и на Альфреда Хичкока, и на Романа Полански, и на Вима Вендерса. И в этой главе заметно, как зорко видят картины писатели и режиссеры, как ярко они их описывают — много лучше самых добросовестных искусствоведов. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+