18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как арт-рынок переживает коронавирусный кризис

№83
Материал из газеты

Доходы галерей упали на 70%, и треть из них боится не пережить кризис. The Art Newspaper провела эксклюзивный опрос, узнав у игроков арт-рынка, как на их деятельность повлияла пандемия

Опрос, организованный The Art Newspaper совместно с экономистом и профессором Маастрихтского университета Рейчел Паунелл, показал, что галереи по всему миру ожидают потери приблизительно 72% доходов из-за пандемии коронавируса COVID-19. В опросе, проведенном в апреле, когда большая часть мира находилась в карантине, приняло участие 236 галерей и дилеров искусства из разных стран.

Около трети (33,9%) мировых галерей подозревают, что не переживут кризис. Самым печальным видят свое будущее галереи среднего размера (с пятью — девятью работниками); галереи с десятью и более работниками настроены гораздо оптимистичнее. Мрачнее всех смотрят в будущее дилеры в Великобритании, ожидающие наиболее сильного падения финансовой активности (79%); за ними следуют Азия (77%), Северная Америка (71%) и остальная Европа (66%). Опрошенные галеристы указали на разные проблемы, которые ставят под вопрос выживание их бизнеса.

Падение продаж

Во время пандемии большинство дилеров (82%) в первую очередь беспокоит падение продаж. 

Еще один фактор стресса связан с поисками способов защитить своих работников в условиях карантина. Компании, имеющие доступ к государственной схеме компенсации заработной платы, воспользовались ею в среднем для 67% сотрудников. Большинство галерей отметили, что если бы имели более широкий доступ к государственным кредитам, то оценивали бы свои шансы пережить кризис гораздо выше.

Правительства разных стран по-разному отреагировали на пандемию. Введенную в Великобритании схему поддержки бизнеса, по которой правительство компенсирует 80% зарплаты временно отстраненным работникам, дополнили программой поддержки самозанятых. А $2-триллионный пакет мер экономической помощи от президента США Дональда Трампа предусматривает фонд в размере более $370 млрд, предназначенный для малого бизнеса.

«В ответ на вопрос, что может помочь им пережить пандемию, очень многие галереи назвали взаимопомощь и добросовестное поведение — от возврата взносов, внесенных за участие в несостоявшихся ярмарках, до общих онлайн-платформ, — и освобождение от уплаты НДС и других налогов, — отмечает Пау­нелл. — С деятельностью арт-мира связаны самые разные игроки — от арендодателей до аукционных домов. Значит, изменения в его функционировании будут иметь последствия для всей экономики». 

Еще одной из насущных проблем галеристов является необходимость вносить высокую плату за аренду помещений, в которые они во время пандемии не могли даже войти. Чем большую часть ежемесячных расходов составляет аренда, тем уязвимее галерея. Если в Нью-Йорке траты дилеров на аренду достигают в среднем почти 40% всех расходов за месяц, то в Лондоне это уже 35%, а в Париже 27,5%.

Полученные The Art News­paper данные согласуются с результатами другого недавнего исследования, проведенного Профессиональным комитетом художественных галерей Франции. Как показал его опрос, треть французских галерей опасается, что им придется закрыться до конца 2020 года.

Аукционы в плюсе

Спустя месяц после проведенного The Art Newspaper опроса ситуация ничуть не улучшилась. В конце мая Ассоциация арт-дилеров Америки (Art Dea­lers As­so­cia­tion of America, ADAA) сообщила, что ожидает в своем секторе падения доходов на 73%. К этому моменту американские галереи уже лишились четверти штата и  тех, кто работает по контракту.

В то же время аукционные дома, приунывшие в начале карантина из-за отмен очных торгов, бросили все силы в интернет и добились впечатляющих успехов. Большинство из них, в отличие от галерей, уже имели развитые интернет-платформы и технологии онлайн-торгов. С начала года Sotheby’s провел под сотню онлайн-аукционов на общую сумму свыше $145 млн, что почти в шесть раз больше, чем в аналогичный период 2019 года. И это касается не только аукционных монстров, подобных Sotheby’s или Christie’s. В своем отчете американская интернет-платформа по продаже искусства Invaluable объявила о том, что в апреле — мае количество использовавших ее аукционных домов резко возросло, а их общий оборот увеличился на 277%, число зарегистрированных покупателей удвоилось. 

Пожалуй, общей сложностью и для галерей и арт-дилеров, и для аукционных домов остается логистика: при закрытых границах доставить купленное искусство заказчику непросто.

Что дальше: восстановление рынка как U или как V?

В конце мая ярмарка Art Basel организовала дискуссию, посвященную перс­пективам арт-рынка в новой реальности. Ее участники были солидарны в том, что опыт онлайн-просмотров и вернисажей в галереях и на ярмарках (которые немедленно после введения карантина запустила Art Basel) прибавляет рынку прозрачности — ведь теперь цены на работы никто не скрывает. Однако в целом эксперт по экономике культуры Клэр Макэндрю, которая ежегодно готовит для Art Basel отчет о состоянии мирового рынка искусства, была пессимистична. Она обратила внимание на то, что, если небольшие и средние галереи — основа экосистемы арт-рынка (именно они обычно поддерживают молодых и начинающих художников) — закроются из-за кризиса, структура рынка станет менее демократичной. Ноа Горовиц, директор Art Basel в США, и Пол Донован, ведущий экономист банка UBS, главного партнера Art Basel, были более оптимистичны. Один напомнил, что предыдущая рецессия 1990-х годов дала старт нынешнему расцвету ярмарок, а другой предрек, что средства, которые потребители на арт-рынке в данный момент экономят, скорее всего, будут потрачены, как только откроются двери галерей и художественные ярмарки. Не отрицая возрождения рынка, Клэр Макэндрю тем не менее видит график его восстановления в виде медленно растущей кривой, близкой к букве “U”, а не к триумфальной “V”. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+