Как арт-рынок переживает коронавирусный кризис

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Доходы галерей упали на 70%, и треть из них боится не пережить кризис. The Art Newspaper провела эксклюзивный опрос, узнав у игроков арт-рынка, как на их деятельность повлияла пандемия

Работа британского художника и скульптора Марка Уоллингера «Мир, перевернутый с ног на голову», установленная перед Лондонской школой экономики в марте 2019 г., оказалась провидческой. Фото: Sotheby'
Работа британского художника и скульптора Марка Уоллингера «Мир, перевернутый с ног на голову», установленная перед Лондонской школой экономики в марте 2019 г., оказалась провидческой.
Фото: Sotheby'

Опрос, организованный The Art Newspaper совместно с экономистом и профессором Маастрихтского университета Рейчел Паунелл, показал, что галереи по всему миру ожидают потери приблизительно 72% доходов из-за пандемии коронавируса COVID-19. В опросе, проведенном в апреле, когда большая часть мира находилась в карантине, приняло участие 236 галерей и дилеров искусства из разных стран.

Около трети (33,9%) мировых галерей подозревают, что не переживут кризис. Самым печальным видят свое будущее галереи среднего размера (с пятью — девятью работниками); галереи с десятью и более работниками настроены гораздо оптимистичнее. Мрачнее всех смотрят в будущее дилеры в Великобритании, ожидающие наиболее сильного падения финансовой активности (79%); за ними следуют Азия (77%), Северная Америка (71%) и остальная Европа (66%). Опрошенные галеристы указали на разные проблемы, которые ставят под вопрос выживание их бизнеса.

Падение продаж

Во время пандемии большинство дилеров (82%) в первую очередь беспокоит падение продаж. 

Еще один фактор стресса связан с поисками способов защитить своих работников в условиях карантина. Компании, имеющие доступ к государственной схеме компенсации заработной платы, воспользовались ею в среднем для 67% сотрудников. Большинство галерей отметили, что если бы имели более широкий доступ к государственным кредитам, то оценивали бы свои шансы пережить кризис гораздо выше.

Рабочие заколачивают окна художественной галереи в Нью-Йорке в апреле 2020 г. Фото: Erik Pendzich/Shutterstock
Рабочие заколачивают окна художественной галереи в Нью-Йорке в апреле 2020 г.
Фото: Erik Pendzich/Shutterstock

Правительства разных стран по-разному отреагировали на пандемию. Введенную в Великобритании схему поддержки бизнеса, по которой правительство компенсирует 80% зарплаты временно отстраненным работникам, дополнили программой поддержки самозанятых. А $2-триллионный пакет мер экономической помощи от президента США Дональда Трампа предусматривает фонд в размере более $370 млрд, предназначенный для малого бизнеса.

«В ответ на вопрос, что может помочь им пережить пандемию, очень многие галереи назвали взаимопомощь и добросовестное поведение — от возврата взносов, внесенных за участие в несостоявшихся ярмарках, до общих онлайн-платформ, — и освобождение от уплаты НДС и других налогов, — отмечает Пау­нелл. — С деятельностью арт-мира связаны самые разные игроки — от арендодателей до аукционных домов. Значит, изменения в его функционировании будут иметь последствия для всей экономики». 

Еще одной из насущных проблем галеристов является необходимость вносить высокую плату за аренду помещений, в которые они во время пандемии не могли даже войти. Чем большую часть ежемесячных расходов составляет аренда, тем уязвимее галерея. Если в Нью-Йорке траты дилеров на аренду достигают в среднем почти 40% всех расходов за месяц, то в Лондоне это уже 35%, а в Париже 27,5%.

Полученные The Art News­paper данные согласуются с результатами другого недавнего исследования, проведенного Профессиональным комитетом художественных галерей Франции. Как показал его опрос, треть французских галерей опасается, что им придется закрыться до конца 2020 года.

Аукционист Sotheby's Оливер Бейкер дирижирует сразу тремя продажами в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и покупателями в виртуальном пространстве. Весна 2020 г. Фото: Courtesy of Sotheby'
Аукционист Sotheby's Оливер Бейкер дирижирует сразу тремя продажами в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и покупателями в виртуальном пространстве. Весна 2020 г.
Фото: Courtesy of Sotheby'

Аукционы в плюсе

Спустя месяц после проведенного The Art Newspaper опроса ситуация ничуть не улучшилась. В конце мая Ассоциация арт-дилеров Америки (Art Dea­lers As­so­cia­tion of America, ADAA) сообщила, что ожидает в своем секторе падения доходов на 73%. К этому моменту американские галереи уже лишились четверти штата и  тех, кто работает по контракту.

В то же время аукционные дома, приунывшие в начале карантина из-за отмен очных торгов, бросили все силы в интернет и добились впечатляющих успехов. Большинство из них, в отличие от галерей, уже имели развитые интернет-платформы и технологии онлайн-торгов. С начала года Sotheby’s провел под сотню онлайн-аукционов на общую сумму свыше $145 млн, что почти в шесть раз больше, чем в аналогичный период 2019 года. И это касается не только аукционных монстров, подобных Sotheby’s или Christie’s. В своем отчете американская интернет-платформа по продаже искусства Invaluable объявила о том, что в апреле — мае количество использовавших ее аукционных домов резко возросло, а их общий оборот увеличился на 277%, число зарегистрированных покупателей удвоилось. 

Пожалуй, общей сложностью и для галерей и арт-дилеров, и для аукционных домов остается логистика: при закрытых границах доставить купленное искусство заказчику непросто.

Ярмарку Art Basel не смущает уход арт-рынка из реального пространство. Фото:  Courtesy of Art Basel
Ярмарку Art Basel не смущает уход арт-рынка из реального пространство.
Фото: Courtesy of Art Basel

Что дальше: восстановление рынка как U или как V?

В конце мая ярмарка Art Basel организовала дискуссию, посвященную перс­пективам арт-рынка в новой реальности. Ее участники были солидарны в том, что опыт онлайн-просмотров и вернисажей в галереях и на ярмарках (которые немедленно после введения карантина запустила Art Basel) прибавляет рынку прозрачности — ведь теперь цены на работы никто не скрывает. Однако в целом эксперт по экономике культуры Клэр Макэндрю, которая ежегодно готовит для Art Basel отчет о состоянии мирового рынка искусства, была пессимистична. Она обратила внимание на то, что, если небольшие и средние галереи — основа экосистемы арт-рынка (именно они обычно поддерживают молодых и начинающих художников) — закроются из-за кризиса, структура рынка станет менее демократичной. Ноа Горовиц, директор Art Basel в США, и Пол Донован, ведущий экономист банка UBS, главного партнера Art Basel, были более оптимистичны. Один напомнил, что предыдущая рецессия 1990-х годов дала старт нынешнему расцвету ярмарок, а другой предрек, что средства, которые потребители на арт-рынке в данный момент экономят, скорее всего, будут потрачены, как только откроются двери галерей и художественные ярмарки. Не отрицая возрождения рынка, Клэр Макэндрю тем не менее видит график его восстановления в виде медленно растущей кривой, близкой к букве “U”, а не к триумфальной “V”. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+