18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Социальное дистанцирование как средство от ярмарочной усталости

Оргкомитет парижской ярмарки искусства и антиквариата заявил об отмене La Biennale Paris в 2020 году, под вопросом проведение осенью и других подобных мероприятий. Как ни странно, в отменах и переносах ярмарок можно найти и положительные стороны

La Biennale Paris 2019. Фото: Florent Drillo
La Biennale Paris 2019.
Фото: Florent Drillo

«Слишком много ярмарок», «ярмарочная усталость», «нужна перезагрузка» — эти жалобы были на слуху у всего мира искусства до конца 2019 года, и не случайно: количество ярмарок выросло с приблизительно 55 в 2000-м до более 300 в минувшем году.

Но затем произошло нечто любопытное. Обеспокоенные резким ростом числа мероприятий, повышением тарифов и сложностями, связанными с необходимостью возить произведения через весь мир по десяткам ярмарок, дилеры начали отказываться от участия в них.

Как отмечается в отчете Art Basel и UBS за 2019 год, продажи на этих мероприятиях практически не выросли по сравнению с 2018 годом, они повысились менее чем на 1% и оцениваются в $16,6 млрд. Отмены и переносы ярмарок начались уже тогда. В 2019 году не были проведены 14 запланированных мероприятий, 12 из которых считаются крупными, то есть число их заявленных участников составляет не менее 20. Авторы отчета пришли к заключению, что рост ярмарок достиг пика в 2018 году и теперь наступило время «стабилизации и консолидации». Еще в прошлом году многие дилеры говорили, что собираются более избирательно подходить к участию в ярмарках.

А потом началась пандемия коронавируса COVID-19. Первой отменили Art Basel в Гонконге, а главную европейскую ярмарку классического искусства — TEFAF Maastricht в Нидерландах — успели провести в начале марта, но какой ценой! Она закрылась на четыре дня раньше срока, после того как у одного из ее участников диагностировали коронавирус. Первой реакцией на пандемию стал перенос весенних и летних ярмарок на осень, однако сейчас все большие сомнения вызывает возможность их проведения в этом году. Так, антикварная ярмарка в Париже La Biennale Paris, которая должна была пройти в сентябре, перенесена на год. На сентябрь были назначены новые даты престижной Art Basel, которая обычно проходит в Базеле в июне, однако уже ходят слухи, что ярмарка не состоится в этом году вовсе, как и ее американский, декабрьский выпуск — Art Basel Miami. К тому же осенью и так очень плотный график ярмарок. Например, в октябре по плану должны пройти Frieze London и FIAC в Париже, а значит, их организаторам придется жестко конкурировать и за галеристов, и за коллекционеров.

Рано или поздно пандемия окончится, но непонятно, во-первых, когда именно это произойдет, а во-вторых, будут ли к этому времени галереи в состоянии участвовать в дорогостоящих ярмарках и захотят ли коллекционеры путешествовать и посещать эти многолюдные мероприятия.

В этом году Frieze New York проходит онлайн. Фото: Courtesy Frieze/Mark Blower
В этом году Frieze New York проходит онлайн.
Фото: Courtesy Frieze/Mark Blower

Вопрос, возобновятся ли ярмарки в сентябре или будут перенесены уже на следующий год, остается открытым. И главное, как будет выглядеть эта сфера рынка, когда все наконец вернется на круги своя?

Я уверена, что пейзаж изменится очень сильно: организаторы одних мероприятий могут воспользоваться этой возможностью, чтобы радикально переосмыслить свои стратегии, другие отсеются. Возьмем, к примеру, Frieze New York, которая должна была пройти в мае и, разумеется, была отменена из-за коронавируса. Правда, вслед за своими собратьями по несчастью, отмененными ранее Art Basel Hong Kong и Art Dubai нью-йоркский выпуск Frieze прямо сейчас проходит в интернет-пространстве. Это хороший повод напомнить о себе и поддержать отношения с клиентами, однако никак не может конкурировать с очным событием. Ярмарке в Нью-Йорке всегда с большим трудом удавалось выходить в плюс. Теперь, когда ее новый владелец Endeavor основал успешную Frieze Los Angeles, не пришло ли время отказаться от нью-йоркской версии? В письме, адресованном экспонентам, говорится: «Мы с нетерпением ждем Frieze New York 2021», но конкретные даты не называются.

Какое будущее ждет Art Dubai, главный оплот сокращающегося рынка искусства на Ближнем Востоке? И что будет делать швейцарский гигант MCH Group, которому принадлежит Art Basel? Ранее финансовые трудности уже заставили его отказаться от ряда инициатив в сфере искусства. Продолжатся ли изменения под давлением недовольных инвесторов? Кроме того, есть еще такие невезучие дебютанты, как лондонская ярмарка Eye of the Collector (отложена до сентября) и сингапурская Art SG, перенесенная с прошлого года на октябрь нынешнего.

В 2020 году, когда рушатся даже самые непоколебимые столпы в календаре арт-рынка, ни о чем нельзя говорить с уверенностью. Привычный круговорот может возобновиться, но достичь былого уровня продаж вряд ли удастся. Количество ярмарок, скорее всего, сократится, особенно если — и существуют основания так полагать — некоторые галереи не переживут эти трудные времена.

Нет, это, конечно, не положит конец ярмаркам. Опыт производящих довольно безрадостное впечатление их виртуальных демонстрационных залов (искусство вне контекста, без болтовни дилеров и чистой радости участия) показывает, что офлайн-мероприятия и социальный контакт, которого сейчас так не хватает многим из нас в условиях самоизоляции, остаются важнейшей частью арт-рынка. Но перерыв в ярмарках и снижение их числа может пойти индустрии на пользу. Возможно, коллекционеры наконец перестанут жаловаться на «усталость от ярмарок» и снова будут с нетерпением ждать их открытия.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+