18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Социальное дистанцирование как средство от ярмарочной усталости

Оргкомитет парижской ярмарки искусства и антиквариата заявил об отмене La Biennale Paris в 2020 году, под вопросом проведение осенью и других подобных мероприятий. Как ни странно, в отменах и переносах ярмарок можно найти и положительные стороны

«Слишком много ярмарок», «ярмарочная усталость», «нужна перезагрузка» — эти жалобы были на слуху у всего мира искусства до конца 2019 года, и не случайно: количество ярмарок выросло с приблизительно 55 в 2000-м до более 300 в минувшем году.

Но затем произошло нечто любопытное. Обеспокоенные резким ростом числа мероприятий, повышением тарифов и сложностями, связанными с необходимостью возить произведения через весь мир по десяткам ярмарок, дилеры начали отказываться от участия в них.

Как отмечается в отчете Art Basel и UBS за 2019 год, продажи на этих мероприятиях практически не выросли по сравнению с 2018 годом, они повысились менее чем на 1% и оцениваются в $16,6 млрд. Отмены и переносы ярмарок начались уже тогда. В 2019 году не были проведены 14 запланированных мероприятий, 12 из которых считаются крупными, то есть число их заявленных участников составляет не менее 20. Авторы отчета пришли к заключению, что рост ярмарок достиг пика в 2018 году и теперь наступило время «стабилизации и консолидации». Еще в прошлом году многие дилеры говорили, что собираются более избирательно подходить к участию в ярмарках.

А потом началась пандемия коронавируса COVID-19. Первой отменили Art Basel в Гонконге, а главную европейскую ярмарку классического искусства — TEFAF Maastricht в Нидерландах — успели провести в начале марта, но какой ценой! Она закрылась на четыре дня раньше срока, после того как у одного из ее участников диагностировали коронавирус. Первой реакцией на пандемию стал перенос весенних и летних ярмарок на осень, однако сейчас все большие сомнения вызывает возможность их проведения в этом году. Так, антикварная ярмарка в Париже La Biennale Paris, которая должна была пройти в сентябре, перенесена на год. На сентябрь были назначены новые даты престижной Art Basel, которая обычно проходит в Базеле в июне, однако уже ходят слухи, что ярмарка не состоится в этом году вовсе, как и ее американский, декабрьский выпуск — Art Basel Miami. К тому же осенью и так очень плотный график ярмарок. Например, в октябре по плану должны пройти Frieze London и FIAC в Париже, а значит, их организаторам придется жестко конкурировать и за галеристов, и за коллекционеров.

Рано или поздно пандемия окончится, но непонятно, во-первых, когда именно это произойдет, а во-вторых, будут ли к этому времени галереи в состоянии участвовать в дорогостоящих ярмарках и захотят ли коллекционеры путешествовать и посещать эти многолюдные мероприятия.

Вопрос, возобновятся ли ярмарки в сентябре или будут перенесены уже на следующий год, остается открытым. И главное, как будет выглядеть эта сфера рынка, когда все наконец вернется на круги своя?

Я уверена, что пейзаж изменится очень сильно: организаторы одних мероприятий могут воспользоваться этой возможностью, чтобы радикально переосмыслить свои стратегии, другие отсеются. Возьмем, к примеру, Frieze New York, которая должна была пройти в мае и, разумеется, была отменена из-за коронавируса. Правда, вслед за своими собратьями по несчастью, отмененными ранее Art Basel Hong Kong и Art Dubai нью-йоркский выпуск Frieze прямо сейчас проходит в интернет-пространстве. Это хороший повод напомнить о себе и поддержать отношения с клиентами, однако никак не может конкурировать с очным событием. Ярмарке в Нью-Йорке всегда с большим трудом удавалось выходить в плюс. Теперь, когда ее новый владелец Endeavor основал успешную Frieze Los Angeles, не пришло ли время отказаться от нью-йоркской версии? В письме, адресованном экспонентам, говорится: «Мы с нетерпением ждем Frieze New York 2021», но конкретные даты не называются.

Какое будущее ждет Art Dubai, главный оплот сокращающегося рынка искусства на Ближнем Востоке? И что будет делать швейцарский гигант MCH Group, которому принадлежит Art Basel? Ранее финансовые трудности уже заставили его отказаться от ряда инициатив в сфере искусства. Продолжатся ли изменения под давлением недовольных инвесторов? Кроме того, есть еще такие невезучие дебютанты, как лондонская ярмарка Eye of the Collector (отложена до сентября) и сингапурская Art SG, перенесенная с прошлого года на октябрь нынешнего.

В 2020 году, когда рушатся даже самые непоколебимые столпы в календаре арт-рынка, ни о чем нельзя говорить с уверенностью. Привычный круговорот может возобновиться, но достичь былого уровня продаж вряд ли удастся. Количество ярмарок, скорее всего, сократится, особенно если — и существуют основания так полагать — некоторые галереи не переживут эти трудные времена.

Нет, это, конечно, не положит конец ярмаркам. Опыт производящих довольно безрадостное впечатление их виртуальных демонстрационных залов (искусство вне контекста, без болтовни дилеров и чистой радости участия) показывает, что офлайн-мероприятия и социальный контакт, которого сейчас так не хватает многим из нас в условиях самоизоляции, остаются важнейшей частью арт-рынка. Но перерыв в ярмарках и снижение их числа может пойти индустрии на пользу. Возможно, коллекционеры наконец перестанут жаловаться на «усталость от ярмарок» и снова будут с нетерпением ждать их открытия.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+