18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн

Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн

Фрэнсис Бэкон. «Триптих, вдохновленный „Орестеей“ Эсхила». 1981. Фото: Stephen Chung/London News Pictures via ZUMA Wire Represented by ZUMA Press, Inc./ТАСС
Фрэнсис Бэкон. «Триптих, вдохновленный „Орестеей“ Эсхила». 1981.
Фото: Stephen Chung/London News Pictures via ZUMA Wire Represented by ZUMA Press, Inc./ТАСС

От результатов серии вечерних торгов Sotheby’s, которые прошли онлайн и транслировались в прямом эфире из Гонконга, Лондона и Нью-Йорка на протяжении четырех с половиной часов, зависело очень многое. Они стали первой с начала пандемии COVID-19 крупной публичной проверкой на прочность верхнего сегмента арт-рынка.

Когда уставшие сотрудники подсчитали суммарную выручку, компания объявила об успехе эксперимента: в общей сложности торги принесли впечатляющие $363,2 млн (с комиссией), приблизившись к верхней границе эстимейта в $262,1–368,4 млн (без учета комиссии).

В числе лотов, представленных на следовавших одна за другой трех аукционных сессиях, были предметы из коллекции Джинни Уильямс, а также 30 произведений современного искусства и 28 — импрессионизма и модернизма. Всего было продано 93,2% лотов. На торгах дважды побит рекорд стоимости произведения, проданного онлайн: сначала им стал «Праздник в саду» (1961–1962) Джоан Митчелл, ушедший за $7,9 млн, а вслед за ним портрет «Без названия» (1982) Жан-Мишеля Баскиа, проданный за $15,2 млн (эстимейты приводятся без учета комиссии, а выручка — с учетом).

Ремедиос Варо. «Гармония». 1956. Продана за рекордные $6,1 млн. Фото: Sotheby'
Ремедиос Варо. «Гармония». 1956. Продана за рекордные $6,1 млн.
Фото: Sotheby'

Самым странным эпизодом торгов современного искусства стала развернувшаяся борьба за топ-лот вечера — «Триптих, вдохновленный „Орестеей“ Эсхила» (1981) Фрэнсиса Бэкона, который выставил на торги норвежский бизнесмен Ханс Расмус Аструп. После отметки в $60 млн в борьбу вступил покупатель из Китая, начавший поднимать ставки с шагом на $100 тыс. и тем самым мучительно замедливший ход аукциона. В итоге спустя 10 минут лот достался его сопернику за $74 млн ($84,55 млн с комиссией при эстимейте в $60–80 млн). По информации отраслевой рассылки Baer Faxt, к моменту торгов триптих уже несколько лет находился на рынке — сначала его пытались продать за $120 млн.

Это был удачный вечер для женщин: были установлены новые ценовые рекорды для таких художниц, как Вия Целминьш, Леонор Фини, Хелен Франкенталер и Алис Раон, а также на работы из коллекции Ханка и Мэри Андерсон. Десять абстрактных полотен, принадлежавших покойному бизнесмену, ушли за $66,3 млн, в том числе редкая работа Клиффорда Стилла PH-144 (1947-Y-No.1) (1947), проданная за $28,7 млн.

Выполненный в ярких голубых тонах портрет на бумаге «Без названия» («Голова») Жан-Мишеля Баскиа был продан дороже эстимейта — за $15,2 млн, а вот «Белый мазок кисти — 1» (1965) Роя Лихтенштейна ушел за $25,4 млн, что ближе к нижней границе эстимейта в $20–30 млн. Одним из сюрпризов вечера стал результат канадского художника-самоучки Мэтью Вонга, чья работа «Область явлений» (2018) открыла сегмент современного искусства и ушла за $1,82 млн при эстимейте в $60–80 тыс. В прошлом году Вонг покончил жизнь самоубийством. Спрос на его произведения сейчас очень велик.

Аукционист Оливер Баркер принимает ставки по телефону и онлайн. Фото: Sotheby'
Аукционист Оливер Баркер принимает ставки по телефону и онлайн.
Фото: Sotheby'

Завершившая торги секция импрессионизма и модернизма была не столь впечатляющей, но все-таки принесла $62,8 млн. «Голова спящей женщины» (1934) Пабло Пикассо с эстимейтом в $9–12 млн была продана за $11,2 млн. Значительную часть суммарной выручки составили 10 из 11 произведений из подборки сюрреализма и модернизма Латинской Америки, выставленной под общим названием «Дух авангарда», которые не только принесли $26,6 млн, но и установили 5 новых аукционных рекордов в данной категории.

Аукционы многим внушили оптимизм сразу по нескольким причинам. Они доказали, что онлайн-торги могут показывать хорошие результаты. Кроме того, эти торги продемонстрировали, что пандемия не убила спрос на искусство и что аукционы по-прежнему привлекают решительных покупателей. Вдобавок уверенность внушает и количество гарантий, хотя стоит учитывать, что договоренности о некоторых из них были заключены еще до кризиса.

При всем этом следует признать, что суммарная выручка в $363,2 млн сильно уступает прошлогодним результатам, когда всего один аукцион современного искусства Sotheby’s, состоявшийся в Нью-Йорке 16 мая, принес практически такую же сумму — $341,8 млн. Так что это, конечно же, успех, но успех лишь по меркам «новой нормальности» пострадавшего в результате пандемии арт-рынка.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+