18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианская биеннале вспоминает 125 беспокойных лет своей истории

Выставка «Взволнованные музы» в Центральном павильоне в Джардини посвящена сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяет все шесть видов искусства, которые она представляет

Свое 125-летие Венецианская биеннале отмечает выставкой «Взволнованные музы. Когда Биеннале встречается с Историей» (29 августа — 8 декабря). В конце августа в Центральном павильоне в садах Джардини откроется большая экспозиция архивных материалов, посвященная сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяющая все шесть видов искусства, которые она представляет: изобразительное искусство, архитектуру, кино, танец, музыку и театр.

На сегодняшний день архив Венецианской биеннале (Исторический архив современных искусств, он же ASAC), основанный в 1928 году, занимает две площадки. С 2008 года большая часть архива находится в венецианском Парке науки и технологии VEGA в индустриальной зоне Порто-Маргера; здесь хранятся тысячи плакатов, фильмов и документов, связанных со всеми биеннале, проходившими в городе. Вторая площадка — библиотека Венецианской биеннале, открывшаяся в Центральном павильоне в Джардини в 2009 году. «Это одна из самых выдающихся в Италии библиотек, посвященных современному искусству. В ее фондах хранится 157 тыс. книг и 3 тыс. периодических изданий», — рассказывает представитель Венецианской биеннале.

«Впервые в истории художественные директора шести направлений совместно погрузились в уникальные материалы, собранные в архиве биеннале и в других архивах и коллекциях, чтобы исследовать точки пересечения истории биеннале и мировой истории», — говорят организаторы. Руководителем проекта, приуроченного к 125-летию международной выставки, стала Чечилия Алемани, художественный директор Венецианской биеннале современного искусства 2022 года. Экспозиция расположится в шести залах, каждый из которых будет посвящен отдельной теме (например, «Годы фашизма. 1928–1945», «Холодная война: новые мировые порядки. 1948–1964» и «1990-е и начало глобализации»).

Как рассказывают организаторы выставки, первая половина ХХ века стала эпохой, когда «биеннале посещали монархи, диктаторы, главы государств и революционеры»; в частности, в 1934 году на Венецианской биеннале побывал Адольф Гитлер. В разделе, посвященном периоду холодной войны, кураторы уделят особое внимание значительному вкладу Пегги Гуггенхайм, покровительницы искусств. Так, в 1948 году она привезла на Венецианскую биеннале 136 произведений, экспонировавшихся в павильоне Греции. «Это был не только европейский дебют Джексона Поллока, но и первое появление за пределами США нового поколения американских художников, в том числе Уильяма Базиотиса, Марка Ротко и Клиффорда Стилла», — говорится на сайте музея «Коллекция Пегги Гуггенхайм».

Одно из центральных мест в разделе, посвященном 1990-м годам, уделено инсталляции Ханса Хааке 1993 года, когда в павильоне Германии художник разбил пол на куски и зрители были вынуждены ходить по обломкам. В условиях нынешнего подъема крайне правой идеологии эта работа Хааке служит примером сопротивления современности — так считает директор коллекции зарубежного искусства Тейт Грегор Мьюир (о важности этой инсталляции он писал в прошлом году специально для ярмарки Frieze).

Однако Роза Мартинес, курировавшая Венецианскую биеннале 2005 года совместно с Марией де Корраль, говорит: «Если бы мне поручили подготовить обзор истории Венецианской биеннале, я, вне всяких сомнений, постаралась бы уйти от классической хронологической разбивки на периоды… а бросающийся в глаза пропуск последних двух десятилетий не оставляет надежды на объективный анализ того, как конструируются власть и смыслы».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+