Венецианская биеннале вспоминает 125 беспокойных лет своей истории

Выставка «Взволнованные музы» в Центральном павильоне в Джардини посвящена сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяет все шесть видов искусства, которые она представляет

Аресты демонстрантов на Венецианском международном кинофестивале 1968 года. Фото: Ферруцци
Аресты демонстрантов на Венецианском международном кинофестивале 1968 года.
Фото: Ферруцци

Свое 125-летие Венецианская биеннале отмечает выставкой «Взволнованные музы. Когда Биеннале встречается с Историей» (29 августа — 8 декабря). В конце августа в Центральном павильоне в садах Джардини откроется большая экспозиция архивных материалов, посвященная сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяющая все шесть видов искусства, которые она представляет: изобразительное искусство, архитектуру, кино, танец, музыку и театр.

Джефф Кунс и его жена Илона Сталлер (Чиччолина) на фоне скульптуры из серии «Сделано на небесах». Международный (основной) проект Венецианской биеннале, 1990. Фото: Giorgio Zucchiatti
Джефф Кунс и его жена Илона Сталлер (Чиччолина) на фоне скульптуры из серии «Сделано на небесах». Международный (основной) проект Венецианской биеннале, 1990.
Фото: Giorgio Zucchiatti

На сегодняшний день архив Венецианской биеннале (Исторический архив современных искусств, он же ASAC), основанный в 1928 году, занимает две площадки. С 2008 года большая часть архива находится в венецианском Парке науки и технологии VEGA в индустриальной зоне Порто-Маргера; здесь хранятся тысячи плакатов, фильмов и документов, связанных со всеми биеннале, проходившими в городе. Вторая площадка — библиотека Венецианской биеннале, открывшаяся в Центральном павильоне в Джардини в 2009 году. «Это одна из самых выдающихся в Италии библиотек, посвященных современному искусству. В ее фондах хранится 157 тыс. книг и 3 тыс. периодических изданий», — рассказывает представитель Венецианской биеннале.

«Живой театр» на площади Сан-Марко в рамках Биеннале театра в Венеции, 1975. Фото: Лоренцо Капеллини
«Живой театр» на площади Сан-Марко в рамках Биеннале театра в Венеции, 1975.
Фото: Лоренцо Капеллини

«Впервые в истории художественные директора шести направлений совместно погрузились в уникальные материалы, собранные в архиве биеннале и в других архивах и коллекциях, чтобы исследовать точки пересечения истории биеннале и мировой истории», — говорят организаторы. Руководителем проекта, приуроченного к 125-летию международной выставки, стала Чечилия Алемани, художественный директор Венецианской биеннале современного искусства 2022 года. Экспозиция расположится в шести залах, каждый из которых будет посвящен отдельной теме (например, «Годы фашизма. 1928–1945», «Холодная война: новые мировые порядки. 1948–1964» и «1990-е и начало глобализации»).

Как рассказывают организаторы выставки, первая половина ХХ века стала эпохой, когда «биеннале посещали монархи, диктаторы, главы государств и революционеры»; в частности, в 1934 году на Венецианской биеннале побывал Адольф Гитлер. В разделе, посвященном периоду холодной войны, кураторы уделят особое внимание значительному вкладу Пегги Гуггенхайм, покровительницы искусств. Так, в 1948 году она привезла на Венецианскую биеннале 136 произведений, экспонировавшихся в павильоне Греции. «Это был не только европейский дебют Джексона Поллока, но и первое появление за пределами США нового поколения американских художников, в том числе Уильяма Базиотиса, Марка Ротко и Клиффорда Стилла», — говорится на сайте музея «Коллекция Пегги Гуггенхайм».

Выставка «Итальянский футуризм» в павильоне СССР. Венецианская биеннале, 1926. Фото: ASAC
Выставка «Итальянский футуризм» в павильоне СССР. Венецианская биеннале, 1926.
Фото: ASAC

Одно из центральных мест в разделе, посвященном 1990-м годам, уделено инсталляции Ханса Хааке 1993 года, когда в павильоне Германии художник разбил пол на куски и зрители были вынуждены ходить по обломкам. В условиях нынешнего подъема крайне правой идеологии эта работа Хааке служит примером сопротивления современности — так считает директор коллекции зарубежного искусства Тейт Грегор Мьюир (о важности этой инсталляции он писал в прошлом году специально для ярмарки Frieze).

Однако Роза Мартинес, курировавшая Венецианскую биеннале 2005 года совместно с Марией де Корраль, говорит: «Если бы мне поручили подготовить обзор истории Венецианской биеннале, я, вне всяких сомнений, постаралась бы уйти от классической хронологической разбивки на периоды… а бросающийся в глаза пропуск последних двух десятилетий не оставляет надежды на объективный анализ того, как конструируются власть и смыслы».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+