В Антверпене представят вероятную копию утраченной картины Вермеера

Полотно «Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте» до недавнего времени находилось вне поля зрения искусствоведов

Неизвестный художник. «Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте». 1660-е. Фото: Courtesy of Kaizerskapel, Antwer
Неизвестный художник. «Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте». 1660-е.
Фото: Courtesy of Kaizerskapel, Antwer

На следующей неделе в Антверпене представят картину, которую называют копией утраченной работы Яна Вермеера. «Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте», написанная, вероятно, в начале 1660-х, будет экспонироваться в Императорской капелле.

По словам куратора капеллы Жан-Пьера Де Брюна, ряд деталей в композиции указывает на то, что она, по всей вероятности, основана на неизвестной работе Вермеера. До нас дошло всего около 36 подлинников делфтского мастера. Судя по различным описям, многие другие его картины были утрачены. Существует лишь одна ранняя копия известной нам работы Вермеера — это версия «Гитаристки» из Кенвуд-Хауса, хранящаяся в Художественном музее Филадельфии.

Ян Вермеер. «Гитаристка». 1672. Фото: Google Art Project
Ян Вермеер. «Гитаристка». 1672.
Фото: Google Art Project

Картину «Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте», написанную на холсте, предоставил во временное пользование анонимный брюссельский коллекционер. О провенансе полотна ничего не сообщается, но, судя по всему, оно было недавно приобретено на одном из бельгийских аукционов. 

Де Брюн обращает внимание на белый фаянсовый кувшин, очень похожий на кувшины с картин Вермеера «Урок музыки» (начало 1660-х, Королевская коллекция, Лондон) и «Бокал вина» (1658–1660, Музеи Берлина). Похожи и платья девушек на брюссельском и берлинском полотнах. Кроме того, Де Брюн отмечает сходство правой руки, и в особенности мизинца, девушки с бокалом и модели «Гитаристки» (около 1672, Кенвуд-Хаус, Лондон). На его взгляд, стулья на заднем плане «очень в стиле Вермеера», как и характерная серая стена, у которой они стоят.

Ян Вермеер. «Урок музыки». Начало 1660-х. Фото: Google Art Project
Ян Вермеер. «Урок музыки». Начало 1660-х.
Фото: Google Art Project

Скептики возразят, что все эти детали можно встретить и у современников Вермеера, например у Питера де Хоха и Габриеля Метсю. Лица обоих персонажей на брюссельской картине, особенно лицо мужчины, не похожи на вермееровские. Де Брюн утверждает, что черты лица могли быть искажены в результате ретуши.

«Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте» до последнего времени находилась вне поля зрения искусствоведов, так что Де Брюн ждет реакции специалистов после того, как картину выставят в Императорской капелле (17 июня — 17 июля).

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+