18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время стерло ресницы «Девушки с жемчужной сережкой» и занавес позади нее

Опубликованы результаты исследования шедевра Яна Вермеера

Королевская галерея Маурицхейс в Гааге рассказала о результатах исследования своего главного шедевра — картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» (1665). Научная экспертиза проходила с 26 февраля по 11 марта 2018 года прямо в экспозиции, на виду у публики, «за стеклом». Выводы были опубликованы музеем на сайте проекта Meisje in de schijnwerper («Девушка в центре внимания»).

Среди открытий ученые особо выделяют следующие. Во-первых, оказалось, что пустой нейтральный фон картины — не оригинальный. Изначально Вермеер написал девушку на фоне зеленого занавеса, который просто исчез за прошедшие столетия из-за изменений в краске.

Во-вторых, выяснилось, что ресницы у девушки с жемчужной сережкой все-таки были, как показали макрорентгеновское флюоресцентное сканирование и изучение с помощью микроскопа. Их также не пощадило время. Исследование выявило, что по мере создания картины Вермеер вносил в ее композицию изменения: свое место не сразу нашли ухо, верхняя часть платка и задняя часть шеи. Наконец, в верхнем левом углу работы обнаружилась подпись художника — IVMeer.

Впервые удалось точно выявить и разложить цветовую палитру Вермеера, определив все пигменты. Краски, использованные художником при создании картины, происходят со всех краев земли, включая Англию, Центральную Америку и, возможно, Азию или Вест-Индию (то есть были весьма дорогостоящими). Головной убор девушки написан высококачественным ультрамарином, изготовленным из афганской ляпис-лазури — в XVII веке этот пигмент ценился дороже золота. Одно из открытий, как отмечается в пресс-релизе, состоит в том, что ляпис-лазурь, возможно, сначала нагревали, это облегчало шлифование и давало более интенсивный синий цвет.

Полностью о результатах исследований, блоги ученых и научные статьи по итогам работы можно прочитать на сайте проекта.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+