Время стерло ресницы «Девушки с жемчужной сережкой» и занавес позади нее

Опубликованы результаты исследования шедевра Яна Вермеера

Реставратор живописи в Маурицхейсе Эбби Вэндивер, руководившая проектом «Девушка в центре внимания». Фото: Mauritshuis
Реставратор живописи в Маурицхейсе Эбби Вэндивер, руководившая проектом «Девушка в центре внимания».
Фото: Mauritshuis

Королевская галерея Маурицхейс в Гааге рассказала о результатах исследования своего главного шедевра — картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» (1665). Научная экспертиза проходила с 26 февраля по 11 марта 2018 года прямо в экспозиции, на виду у публики, «за стеклом». Выводы были опубликованы музеем на сайте проекта Meisje in de schijnwerper («Девушка в центре внимания»).

Вермеер использовал разные пигменты и смеси красок для изображения лица. Фото: John Delaney and Kate Dooley: National Gallery of Art, Washington.
Вермеер использовал разные пигменты и смеси красок для изображения лица.
Фото: John Delaney and Kate Dooley: National Gallery of Art, Washington.

Среди открытий ученые особо выделяют следующие. Во-первых, оказалось, что пустой нейтральный фон картины — не оригинальный. Изначально Вермеер написал девушку на фоне зеленого занавеса, который просто исчез за прошедшие столетия из-за изменений в краске.

Цифровая микрофотография в 3D показывает жемчужину при увеличении в 140 раз. Фото: Hirox Europe, Jyfel
Цифровая микро
Фото: в 3D показывает жемчужину при увеличении в 140 раз. Фото: Hirox Europe, Jyfel

Во-вторых, выяснилось, что ресницы у девушки с жемчужной сережкой все-таки были, как показали макрорентгеновское флюоресцентное сканирование и изучение с помощью микроскопа. Их также не пощадило время. Исследование выявило, что по мере создания картины Вермеер вносил в ее композицию изменения: свое место не сразу нашли ухо, верхняя часть платка и задняя часть шеи. Наконец, в верхнем левом углу работы обнаружилась подпись художника — IVMeer.

Цифровая микрофотография в 3D показывает глаз девушки (и ресницы) при увеличении в 140 раз. Фото: Annelies van Loon: Mauritshuis/Rijksmuseum
Цифровая микро
Фото: в 3D показывает глаз девушки (и ресницы) при увеличении в 140 раз. Фото: Annelies van Loon: Mauritshuis/Rijksmuseum

Впервые удалось точно выявить и разложить цветовую палитру Вермеера, определив все пигменты. Краски, использованные художником при создании картины, происходят со всех краев земли, включая Англию, Центральную Америку и, возможно, Азию или Вест-Индию (то есть были весьма дорогостоящими). Головной убор девушки написан высококачественным ультрамарином, изготовленным из афганской ляпис-лазури — в XVII веке этот пигмент ценился дороже золота. Одно из открытий, как отмечается в пресс-релизе, состоит в том, что ляпис-лазурь, возможно, сначала нагревали, это облегчало шлифование и давало более интенсивный синий цвет.

Полностью о результатах исследований, блоги ученых и научные статьи по итогам работы можно прочитать на сайте проекта.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+