Время стерло ресницы «Девушки с жемчужной сережкой» и занавес позади нее

Опубликованы результаты исследования шедевра Яна Вермеера

Реставратор живописи в Маурицхейсе Эбби Вэндивер, руководившая проектом «Девушка в центре внимания». Фото: Mauritshuis
Реставратор живописи в Маурицхейсе Эбби Вэндивер, руководившая проектом «Девушка в центре внимания».
Фото: Mauritshuis

Королевская галерея Маурицхейс в Гааге рассказала о результатах исследования своего главного шедевра — картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» (1665). Научная экспертиза проходила с 26 февраля по 11 марта 2018 года прямо в экспозиции, на виду у публики, «за стеклом». Выводы были опубликованы музеем на сайте проекта Meisje in de schijnwerper («Девушка в центре внимания»).

Вермеер использовал разные пигменты и смеси красок для изображения лица. Фото: John Delaney and Kate Dooley: National Gallery of Art, Washington.
Вермеер использовал разные пигменты и смеси красок для изображения лица.
Фото: John Delaney and Kate Dooley: National Gallery of Art, Washington.

Среди открытий ученые особо выделяют следующие. Во-первых, оказалось, что пустой нейтральный фон картины — не оригинальный. Изначально Вермеер написал девушку на фоне зеленого занавеса, который просто исчез за прошедшие столетия из-за изменений в краске.

Цифровая микрофотография в 3D показывает жемчужину при увеличении в 140 раз. Фото: Hirox Europe, Jyfel
Цифровая микро
Фото: в 3D показывает жемчужину при увеличении в 140 раз. Фото: Hirox Europe, Jyfel

Во-вторых, выяснилось, что ресницы у девушки с жемчужной сережкой все-таки были, как показали макрорентгеновское флюоресцентное сканирование и изучение с помощью микроскопа. Их также не пощадило время. Исследование выявило, что по мере создания картины Вермеер вносил в ее композицию изменения: свое место не сразу нашли ухо, верхняя часть платка и задняя часть шеи. Наконец, в верхнем левом углу работы обнаружилась подпись художника — IVMeer.

Цифровая микрофотография в 3D показывает глаз девушки (и ресницы) при увеличении в 140 раз. Фото: Annelies van Loon: Mauritshuis/Rijksmuseum
Цифровая микро
Фото: в 3D показывает глаз девушки (и ресницы) при увеличении в 140 раз. Фото: Annelies van Loon: Mauritshuis/Rijksmuseum

Впервые удалось точно выявить и разложить цветовую палитру Вермеера, определив все пигменты. Краски, использованные художником при создании картины, происходят со всех краев земли, включая Англию, Центральную Америку и, возможно, Азию или Вест-Индию (то есть были весьма дорогостоящими). Головной убор девушки написан высококачественным ультрамарином, изготовленным из афганской ляпис-лазури — в XVII веке этот пигмент ценился дороже золота. Одно из открытий, как отмечается в пресс-релизе, состоит в том, что ляпис-лазурь, возможно, сначала нагревали, это облегчало шлифование и давало более интенсивный синий цвет.

Полностью о результатах исследований, блоги ученых и научные статьи по итогам работы можно прочитать на сайте проекта.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+