18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лувр развенчивает миф о Вермеере как одиноком гении

Выставка, которая откроется в Париже 22 февраля, доказывает, что нидерландский живописец не жил в Делфте в полной изоляции, как полагалось ранее

На новой выставке Лувра, открывающейся 22 февраля, особое внимание уделено влиянию, которое оказывали на творчество Яна Вермеера другие голландские мастера жанровой живописи его времени.

В искусствоведении имя Вермеера и сегодня остается прочно связанным с Делфтом (его называют Вермеером Делфтским, в отличие от современника, пейзажиста Вермеера Харлемского). Документальные свидетельства о дальних поездках художника крайне скудны, а связям с жителями Делфта, напротив, можно посвятить целые книги, как сделала, например, писательница Трейси Шевалье (это на основе ее романа снят фильм «Девушка с жемчужной сережкой»). Все это подкрепляет представление о том, что он был одиноким гением, жившим в изоляции и лишь изредка покидавшим родной город.

Сокуратор луврской выставки «Вермеер и мастера жанровой живописи» Блез Дюко работал над ней целых пять лет, поэтому, когда полотна были наконец развешаны по стенам, связи между нидерландскими мастерами жанровой живописи стали в полной мере очевидны. «Вермеер путешествовал и видел произведения других художников, иначе он просто не мог быть так хорошо осведомлен обо всем, что происходило. Как и Рембрандт, он никогда не покидал своей страны, но он не был и затворником Делфта, работавшим в уединении в своей маленькой студии», — говорит Дюко.

Один из представленных примеров — «Девушка, пишущая письмо» (ок. 1655–1656, сейчас в коллекции Королевской галереи Маурицхейс в Гааге) Герарда Терборха, висящая на выставке в Лувре рядом с написанной десятилетием позже «Дамой, пишущей письмо» Вермеера (ок. 1665–1667, в коллекции Национальной художественной галереи в Вашингтоне). Образ женщины, пишущей, вероятно, любовное письмо в темной комнате, возник именно у Терборха, картина которого является первым известным случаем использования этого сюжета у малых голландцев. Дюко утверждает, что Вермеер наверняка видел работу предшественника — либо в мастерской Терборха в Девентере, либо у купившего ее роттердамского коллекционера, — но развил эту тему, повернув лицо пишущей к зрителю и заставив ее смотреть на него внимательным взглядом. Выставка в Лувре показывает, что, даже если Вермеер и заимствовал идеи и позы из чуть более ранних работ, под его кистью они обретали совершенство, недостижимое для его соперников.

Англоязычная версия каталога выставки, выпущенная издательством Yale University Press, уже в продаже.

«Вермеер и мастера жанровой живописи»
Лувр, Париж
22 февраля – 22 мая

Национальная галерея Ирландии, Дублин
17 июня – 17 сентября

Национальная художественная галерея, Вашингтон
22 октября 2017 – 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+