Лувр развенчивает миф о Вермеере как одиноком гении

Выставка, которая откроется в Париже 22 февраля, доказывает, что нидерландский живописец не жил в Делфте в полной изоляции, как полагалось ранее

Ян Вермеер. «Дама в желтом, пишущая письмо». Около 1665–1667. Национальная художественная галерея в Вашингтоне. Courtesy of Washington National Gallery of Art
Ян Вермеер. «Дама в желтом, пишущая письмо». Около 1665–1667. Национальная художественная галерея в Вашингтоне. Courtesy of Washington National Gallery of Art

На новой выставке Лувра, открывающейся 22 февраля, особое внимание уделено влиянию, которое оказывали на творчество Яна Вермеера другие голландские мастера жанровой живописи его времени.

В искусствоведении имя Вермеера и сегодня остается прочно связанным с Делфтом (его называют Вермеером Делфтским, в отличие от современника, пейзажиста Вермеера Харлемского). Документальные свидетельства о дальних поездках художника крайне скудны, а связям с жителями Делфта, напротив, можно посвятить целые книги, как сделала, например, писательница Трейси Шевалье (это на основе ее романа снят фильм «Девушка с жемчужной сережкой»). Все это подкрепляет представление о том, что он был одиноким гением, жившим в изоляции и лишь изредка покидавшим родной город.

Сокуратор луврской выставки «Вермеер и мастера жанровой живописи» Блез Дюко работал над ней целых пять лет, поэтому, когда полотна были наконец развешаны по стенам, связи между нидерландскими мастерами жанровой живописи стали в полной мере очевидны. «Вермеер путешествовал и видел произведения других художников, иначе он просто не мог быть так хорошо осведомлен обо всем, что происходило. Как и Рембрандт, он никогда не покидал своей страны, но он не был и затворником Делфта, работавшим в уединении в своей маленькой студии», — говорит Дюко.

Герард Терборх. «Девушка, пишущая письмо». Ок. 1655–1656. Courtesy of  Mauritshui
Герард Терборх. «Девушка, пишущая письмо». Ок. 1655–1656. Courtesy of  Mauritshui

Один из представленных примеров — «Девушка, пишущая письмо» (ок. 1655–1656, сейчас в коллекции Королевской галереи Маурицхейс в Гааге) Герарда Терборха, висящая на выставке в Лувре рядом с написанной десятилетием позже «Дамой, пишущей письмо» Вермеера (ок. 1665–1667, в коллекции Национальной художественной галереи в Вашингтоне). Образ женщины, пишущей, вероятно, любовное письмо в темной комнате, возник именно у Терборха, картина которого является первым известным случаем использования этого сюжета у малых голландцев. Дюко утверждает, что Вермеер наверняка видел работу предшественника — либо в мастерской Терборха в Девентере, либо у купившего ее роттердамского коллекционера, — но развил эту тему, повернув лицо пишущей к зрителю и заставив ее смотреть на него внимательным взглядом. Выставка в Лувре показывает, что, даже если Вермеер и заимствовал идеи и позы из чуть более ранних работ, под его кистью они обретали совершенство, недостижимое для его соперников.

Англоязычная версия каталога выставки, выпущенная издательством Yale University Press, уже в продаже.

«Вермеер и мастера жанровой живописи»
Лувр, Париж
22 февраля – 22 мая

Национальная галерея Ирландии, Дублин
17 июня – 17 сентября

Национальная художественная галерея, Вашингтон
22 октября 2017 – 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+