18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять садов современных русских художников

Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США

«Сад художника» — особый жанр ландшафтного дизайна. С точки зрения высокой профессии такие сады не всегда правильные. «Сад художника» не терпит пустоты, ему противопоказана пестрая зелень и темные цветы. Все должно быть наоборот: зелень потемнее, и на ее фоне сверкающие цветы. Так, по крайней мере, формулировал свои принципы Клод Моне, чей легендарный сад в Живерни до сих пор гипнотизирует художников по всему миру. В конце XIX века сад был капсулой, в которой прятались от грохота промышленной революции, — в наше время сады спасают от чрезмерного урбанизма.

Нина и Александр Панюковы: под сенью туй

Нина и Александр Панюковы — московские живописцы, выпускники Художественного лицея и Строгановской академии. Сад под Красногорском в 14 км от МКАД — яркий арт-проект, которому они посвятили 20 лет жизни. Вдохновение черпают в путешествиях по паркам по всему миру. Выразительность их саду придает сочетание строгих стриженых туй и многообразия разноцветных декоративных кустарников.

Елена Муханова: романтический сад на картофельном поле

Елена Муханова — московская художница и дизайнер. Почти десять лет жила во Франции, была впечатлена садом Клода Моне. В Калужской области за семь лет превратила картофельное поле в живописный романтический сад с системой прудов. Главное — отражение неба в воде и нон-стоп-цветение вокруг. Кваканье лягушек и черно-белые сороки у пруда дополняют картину.

Игорь Пищукевич: самшит и кипарисы в старинном имении

Архитектор и дизайнер Игорь Пищукевич в начале 2000-х купил старинное имение в нескольких часах езды от Парижа и превратил заброшенный сад в рай. Выпускник МАРХИ (с красным дипломом), когда-то «бумажный архитектор», автор проекта реконструкции подмосковного Зеленограда (в паре с Тотаном Кузембаевым), сегодня Пищукевич называет себя садовником, сам стрижет самшит и кипарисы и говорит, что его задача как архитектора — вписать здание в ландшафт. Если нет красивого ландшафта, он проектировать дом не берется.   

Сергей Бычков и Елена Малич: валуны на Плещеевом озере

Скульптор Сергей Бычков и искусствовед Елена Малич получили землю на Плещеевом озере по наследству: в далеком 1968 году участок купил отец Сергея — искусствовед, один из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) и автор самого знаменитого в России туристического маршрута «Золотое кольцо» Юрий Бычков. Сергей и Елена не планировали сад, ничто не должно было загораживать вид на озеро. Но потом природоохранную зону начали застраивать, и супруги решили окружить дом зеленью. Акценты их сада — скульптура и… камни. Вообще-то Лена заказывала камушки величиной с ладонь, но ей привезли десять больших валунов — страшный, надо сказать, дефицит у садоводов. Не без труда их распределили по территории, а зелень уже начали подбирать к ним.   

Александр Константинов: геометрия в природе

Александр Константинов (1953–2019) занимался синтезом современного искусства и ландшафтного дизайна. По его проекту (в соавторстве с Ильей Заливухиным) были реконструированы парки «Сокольники» и «Фили». В 2017-м в США, в городке Вест-Стокбридж (220 км на север от Нью-Йорка), на месте бывшего мраморного карьера открылся Turn Art Park Space — парк скульптур с выставочными залами и местом для концертов. Минималистические, парадоксальные вкрапления артефактов в природу — таков был стиль Александра Константинова.

…Его жизнь неожиданно оборвалась 20 мая 2019 года. В годовщину смерти друзья художника помянули Сашу в Zoom: виртуальная встреча собрала несколько десятков человек, а владельцы Turn Art Park Space Игорь Гомберг и Катя Брезгунова провели по парку онлайн-экскурсию в прямом эфире.   

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+