18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять признаков пейзажного парка: без подготовки не гулять

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Ее куратор Борис Соколов рассказал о самых важных и удивительных элементах пейзажного стиля XVIII — первой половины XIX века

«Утопленная ограда», или «Ах-ах»

Справка

Борис Соколов

Доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, автор проекта «Сады и время» (www.gardenhistory.ru).

Еще…

«Ах-ах» — такой возглас издавали удивленные гости, внезапно оказывавшиеся, прогуливаясь по парку, у ограды, которой, кажется, не существует. В зеленом газоне аккуратно выкопана траншея: с одной стороны отвесная, обложенная камнем, а с другой стороны пологий откос, чтобы никто: ни люди, ни животные — не переломали себе ноги. «Утопленная ограда» — вид ограждений, который на континенте и в России воспринимался, скорее, как курьез, но до сих пор сохранил популярность в Англии как рабочий элемент парка. Дело тут в отношении к животным, особенно к овцам, которые в Англии, в отличие от других стран, воспринимаются как важная часть усадебного пейзажа.

Теоретики, создававшие английский парковый стиль, восхваляли «утопленную ограду» как путь к непрерывному пейзажу: отсутствие заборов требовало уравновешивать разные по оформлению части парка. Романист Гораций Уолпол писал: «Лишь только свершилось это волшебство, тут же последовали выравнивание, стрижка и трамбовка. Чтобы не проводить слишком резкой черты между утонченным и грубым, обширные внешние части необходимо было включить в некий общий замысел; и когда в планы были включены не только новшества, но прежде всего природа, то всякий сделанный шаг указывал на новые красоты и вдохновлял новые идеи».

Еще до прихода английского пейзажного стиля в парке Версаля было создано место, где аллея прерывается вариантом «утопленной ограды», но это просто каменный ров с водой. Не заметив его, можно упасть и покалечиться. А английская «ах-ах» эпохи Просвещения — это ограда «просвещенная», гуманная, выполняющая свои функции, но не причиняющая вреда.

Руина

В эпоху создания пейзажных парков их строители нередко вдохновлялись картинами и гравюрами, изображающими руины: они хранили величие Римской империи. В XVIII веке руины впервые начали строить специально, для украшения выбранных мест парка. Но в дело шли и настоящие развалины, поскольку при всей благоустроенности Англия — это поистине страна руин. Во времена становления англиканской церкви при Генрихе VIII многие монастыри сознательно разрушались, и их руины до сих пор присутствуют в пейзаже. Например, в усадьбе Стадли-Роял на севере Англии руины аббатства Фонтхил вписаны в пейзаж как грандиозный романтический элемент.

Большинство руин в пейзажных парках все же искусственные и часто скрывают внутри себя библиотеку или салон. Недалеко от Версаля, в имении под названием Дезер-де-Ретц находится дом в виде сломанной коринфской колонны, а внутри него — шесть этажей вполне комфортных помещений.

Екатерина II, которая тонко понимала и использовала моду, в том числе на пейзажные парки, построила в Царском Селе несколько руин. Небольшая руина находится на острове около Концертного зала. Она похожа на пострадавшую от времени древнеримскую беседку. На самом деле это кухня, где готовили блюда, чтобы подавать в павильон. «Башня-руина» похожа на часть исполинского архитектурного сооружения, часть обломанной и ушедшей в землю колонны, к которой пристроена огромная арка. Руина содержит политическое послание: на замковом камне арки написано, что она посвящена русско-турецкой войне, в которой Россия одержала победу.

Блаженная деревня

Образ прекрасной идиллической деревни — сampania foelix — занимал умы жителей древнеримских городов, которые уставали от тесноты и духоты, людей эпохи Ренессанса и просвещенных англичан XVIII века. Мечту о безмятежной деревенской жизни создатели пейзажных парков стали воплощать в жизнь: перестраивали соседние деревни, в которых жили настоящие крестьяне, чтобы из окна усадьбы открывался прекрасный вид, или строили маленькие бутафорские деревни.

Во Франции преобладало «игрушечное крестьянство», когда богатые павильоны снаружи выглядели как скромные сельские дома. Первую такую деревню в имении Шантийи создала дочь принца Конде; гостями «мельницы» с грубой мебелью и травой, покрывавшей пол, стали многие коронованные особы, в том числе будущий русский император Павел c супругой. Деревня в Шантийи вызвала творческую ревность королевы Марии-Антуанетты, которая через год построила в парке Трианон в Версале еще более изысканную деревню, похожую на театральную сцену из жизни крестьян. Обе они сохранились до наших дней.

Строились и деревни-фантазии, чаще всего «китайские», которые пришли на смену одиночным китайским пагодам. Они были распространены во Франции и Германии, а в Швеции в королевской резиденции Дроттнигхольм была построена «китайская» деревня Кантон — живописная, но имевшая хозяйственное назначение. Король пробовал разводить там шелковичных червей для производства шелка, конечно без особого успеха. Мы знаем эту моду по Китайской деревне в Царском Селе.

Англо-китайский сад

Англичане, разрабатывая принципы пейзажного парка, вдохновлялись сведениями о китайских садах, искусно подражающих природе, представляющих собой маленький образ большой природы, с моделями гор и водопадов. Долгое время китайские сады оставались далеким мифом, их почти никто воочию не видел. Но ближе к концу XVIII столетия о красоте китайских садов стал писать человек, который с ними познакомился лично — архитектор Уильям Чемберс. Рассказы его были странными: в этих садах будто бы ценились причудливые камни, сквозь отверстия которых раздается свист ветра, там из-под земли доносятся звуки водопадов, стоят сломанные деревья и полусожженные хижины. Вскоре выяснилось, что такие сады были порождены фантазией Чемберса, а по сути были воплощением идей зарождавшегося романтизма.

Французы, которые ревниво относились к достижениям Англии, тотчас объявили пейзажные парки «англо-китайскими садами», подражанием, а не собственным созданием британцев. Те возмущенно защищались, но название закрепилось во многих странах Европы. «Англо-китайским» обычно называли традиционный пейзажный парк, но со множеством извилистых дорожек, холмиков и «китайских» построек: беседок, мостиков, оград.

Сооружение, присутствующее в пейзажных парках и действительно происходящее из Китая, называется «скалы» — декоративное нагромождение утесов, какое часто встречается на китайских свитках, с легкой беседкой на вершине. Такие «скалы» с беседками строились в десятках усадеб мира. Так устроен и Большой Каприз в Царском Селе. Архитектор Василий Неелов создал его на основе гравюры, которую дала ему Екатерина II.

Елисейские поля

Элизиум — античный литературный образ, обиталище блаженных душ. Эпоха Просвещения была прекрасна еще и тем, что воплощала античные фантазии в жизнь. Одни из первых Елисейских полей были созданы в грандиозном английском парке Стоу. Архитектор Уильям Кент запрудил речку, велел насыпать в ее русло черного песка, чтобы усилить впечатление от Стикса, реки Аида. Долина укрыта мрачными зарослями ольхи, а внутри это райский пейзаж, где друг напротив друга стоят храмы Древней Добродетели и Доблестных британцев. Подковообразный храм украшен бюстами (Шекспир, Милтон, королевские пираты Рейли и Дрейк), которые хозяин парка подбирал, вкладывая в это политический смысл. Так же подошла к выбору и расстановке бюстов и Екатерина II, уже в Камероновой галерее Царского Села.

В немецком парке Вёрлиц есть назидательный Элизиум: гость идет сквозь аллею и на развилке должен выбрать один из трех путей. Неправильные пути ведут к обрыву, а правильный — к прекрасной лужайке, которая называется Елисейскими полями.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+