18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сады в русской живописи

Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства

В Великобритании вышла книга историка садов Джеки Беннетт «Сады художников: тайные места, вдохновившие великое искусство» (Jackie Bennett. The Artist’s Garden: the Secret Spaces that Inspired Great Art. Quarto Group; White Lion Publishing, 2020). Книга посвящена 20 великим художникам, от Рубенса до Моне, и тем садам, которыми они владели. Мы решили вспомнить самые интересные сады в русском искусстве и рассказать, какие места и усадьбы особенно любили наши пейзажисты.

Сады XVII столетия

Где увидеть сады, которые цвели до прихода светской живописи на Русь? Пожалуй, только на фонах икон и фресок. Знаменитая икона «Вертоград заключенный» (1670-е) мастера Оружейной палаты Никиты Павловца из Государственной Третьяковской галереи представляет аллегорическое изображение девственной Богоматери в виде запертого сада (hortus conclusus). Клумбы позади Марии выверены по линейке; ученые считают, что иконописец вдохновлялся регулярным садом своей эпохи, скорее всего, царским садом поблизости от Кремля.


Сады золотого века Российской империи

Пророком садоводства в России стал Андрей Тимофеевич Болотов, создатель первого в стране пейзажного парка. И до него здесь разбивались грандиозные сады — но все это делалось в императорских резиденциях, с версальским размахом и на французский манер, то есть по линейке, «регулярно». А вот

английские сады, имитирующие непредсказуемость природы, к нам ввез именно Болотов. Созданный им парк в Богородицке, бывшей усадьбе графов Бобринских, существует до сих пор. А альбом его сына Павла Болотова с рисунками различных видов этого сада — важнейшая веха в истории русского садового искусства.


Ампирные сады

Долгое время считалось, что «Урожай» — картина анонимного художника, видимо крепостного живописца, и изображает она поместье в Курской губернии, принадлежавшее князьям Барятинским. В золотой век русских усадеб, начавшийся с Петра III и Екатерины II, появляется все больше таких поместий с прекрасными парками — в основном английскими, по тогдашней моде — и цветниками, наполненными растениями, нередко привезенными из далеких теплых стран. Картин с подобными пейзажами тоже немало, и многие из них действительно созданы крепостными живописцами. Некоторые до сих пор остаются анонимными, другие, как подписанные Григорием Сорокой виды поместий Милюковых, висят на почетных местах в музеях.


Зимние сады

«Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию», — писала в мемуарах французская художница Элизабет Виже-Лебрен, оказавшаяся здесь в конце XVIII века. Ее восхищало, насколько хорошо мы приспособились к холодам. В восторг ее приводили и дворцовые зимние сады: «Русским мало, что у них зимою в комнатах весенняя температура; ко многим комнатам примыкают стеклянные галереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце». К сожалению, Виже-Лебрен, писавшая Екатерину Великую и ее семью, не оставила нам зарисовок повседневного быта императорской фамилии. Зато созданный по приказу Екатерины висячий сад с миртовыми и апельсиновыми деревьями в кадках можно разглядеть на акварелях Эдуарда Гау, сделавшего сотню рисунков с изображением интерьеров Эрмитажа, в том числе и этого, такого непривычного.


Подмосковные усадьбы

Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценату Савве Мамонтову, стала пристанищем для многих художников второй половины XIX века, здесь работали Врубель, Левитан, Нестеров, Поленов, Репин, Серов и другие. Но мало кто «портретировал» ухоженный абрамцевский сад. Художников гораздо больше интересовали окружавшие имение дикие леса и поля (например, тут писал этюды пруда для фона своей «Аленушки» Виктор Васнецов). Впрочем, сохранилось и несколько картин с изображением цветников и газонов этой подмосковной усадьбы. Например, «Цветник в Абрамцеве» (1880-е) кисти Александра Киселева. Теперь усадьба превращена в музей, и можно собственными глазами оценить, сколько примет того времени здесь сохранилось. А вот «Бабушкин сад» Василия Поленова уже не найти: он писал особняк и палисадник в одном из арбатских переулков, позади церкви Спаса на Песках, той самой, что запечатлена в «Московском дворике».


Сады Серебряного века

Поэты Серебряного века питали особую любовь к сирени. Скажем, в стихотворениях Игоря Северянина, как дотошно подсчитали филологи, она встречается 68 раз, из них 16 — в заглавиях. А в живописи запечатлеть «глубокий обморок сирени», как позже напишет Осип Мандельштам, лучше всего удалось, конечно, Михаилу Врубелю. Заросли сирени на его картинах имеют четкий адрес. Это хутор Ивановский (ныне село Шевченко), принадлежавший художнику Николаю Ге, женатому на тетке Надежды Забелы-Врубель. Имение, которое можно увидеть и в произведениях Ге, находилось в Черниговской губернии, недалеко от Нежина, близ станции Плиски. В гостях там бывали Мясоедов, Репин, Серов, киевские художники — ученики Николая Мурашко.


Мелкопоместные усадьбы

Любимой «натурщицей» известного пейзажиста Сергея Виноградова, которую он писал со всех возможных ракурсов, была усадьба Головинка в Тульской губернии (сейчас Мценский район Орловской области), принадлежавшая Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене Всеволода Саввича Мамонтова. Савва Мамонтов к тому времени уже разорился, и сын его вел скромную жизнь, работая страховым инспектором, и развлекался только большой псовой охотой, которую завел в Головинке. Имение было небогатое, но цветники имело весьма ухоженные, и всегда там было много гостей. Один раз пришел Лев Толстой (живший за 6 верст, то есть в 6,5 км), но неудачно, и оставил записку: «Был в Головинке, но никого не застал, жаль. Лев Толстой». Все расстроились.


«Вишневые сады»

Если Сергей Виноградов писал обжитые, ухоженные поместья и сады, где еще кипела жизнь, то Виктор Борисов-Мусатов вошел в историю русского искусства как певец совсем других усадеб — угасающих, опустевших, полных туманных призраков дам в кринолинах. Он любил сады, которые были разбиты в XIX, если не в XVIII веке, а в его время зарастали и дичали. Главным местом, связанным с именем этого художника, является Зубриловка — усадьба Голицыных в Поволжье. Борисов-Мусатов будто предвидел ее печальную судьбу и разрушение.


Советские дачи

Хотя концепция дачи возникла еще в XIX веке (вспомним рассказы и Антона Чехова, и Аркадия Аверченко), картин, изображающих дачные сады до революции, практически нет. Наверное, художникам больше нравилось приезжать «на все готовое» в чужие богатые поместья и там рисовать, чем снимать

небольшие дачи самим. В советское время жизнь кардинально поменялась: художники стали писать свои личные сады и дачи (если им посчастливилось их иметь). Кроме того, приусадебные участки стали важны не только как источник красивых цветов, но и как место для плодовых деревьев и огорода. Некоторым везло иметь дом с землей прямо в черте Москвы — как в знаменитом поселке художников «Сокол». А вот Дмитрий Жилинский 27 лет прожил в коттедже в Новобутакове (Химки), купленном у Олега Прокофьева после смерти его жены, искусствоведа Камиллы Грей. «Выйдешь за порог — и уже в лесу, речка рядом, парк», — вспоминал художник.


Поддержание традиций

В XXI веке традиция иметь свою землю, украшать ее, сажая цветы и деревья, а также писать об этом картины (или делать видеоинсталляции) остается неизменной. И конечно, надо не забыть про обустройство хорошего дома (как на картине Татьяны Назаренко 2011 года «Строительство дачи»), чтобы было где отсидеться в интересные времена.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+