18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ольга Чернышёва: «Меня примагничивает к людям, которые с виду ничего не делают»

Ольга Чернышёва — художник известный и востребованный, была участницей основного проекта Венецианской биеннале, выставлялась в павильоне России. Она рассказала о новых проектах и о том, за что ценит скромного русского классика Леонида Соломаткина

Ольга Чернышёва работает с разными медиа: с видео, фотографией, в графике и живописи. Главная ее тема — заурядный человек в ситуации свободы от повседневности. Ее герои веселятся на палубе («Пароход „Дионисий“»), спят и грезят, как бомж из «Праздничного сна», замирают в ожидании в «Охранниках» и «Рыбаках», катаются на коньках на Красной площади в серии Moscow Area.

Художница родилась в 1962 году в Москве. В 1986 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. В конце 1980-х годов входила в содружество свободных мастерских в Фурманном переулке (мастерская № 70); в 1990-х училась в Амстердаме. С 1993 года регулярно выставляется в российских и зарубежных галереях и музеях. В 2001 году участвовала в 49-й Венецианской биеннале в павильоне России, в 2015 году ее работы были включены в основной проект 56-й Венецианской биеннале. Выставки Ольги Чернышёвой проходили в Государственном Русском музее, Московском доме фотографии, Музее современного искусства (МоМА) (Нью-Йорк) и Тейт Модерн (Лондон).

Как настроение? Вы наблюдатель жизни других, а сейчас именно этого вы лишены.

Настроение разное, но изоляция — это когда пишешь все время на одном холсте, потому что второго нет и взять негде. Сейчас до этого не дошло. И жизнь я наблюдаю: могу в окно смотреть и, когда иду в мастерскую — а это километр, — тоже вижу, как много всего происходит. Но те люди, что сидят в квартире, — им я очень сочувствую, — лишаются больших и важных событий: ветра, солнца, дождя.

А чего не случилось из-за пандемии? Были отменены выставки?

23 мая — вернисаж моей выставки в физическом пространстве — в Варшаве, в Foksal Gallery Foundation, куда директору-куратору Анджею Пшиваре в последний момент перед карантином удалось получить работы. Но я, конечно, туда не еду. Допуск в галерею будет с ограничениями. Так что зрителей точно будет немного. А 15 мая открылась групповая выставка в MG+MSUM в Любляне, она виртуальная — Viral Self-Portrait, «Автопортрет в эпоху вируса». Ярмарка Frieze только что окончилась. В реальном пространстве она не состоялась, но во времени была продлена; там было шесть моих работ от галереи Foxy Production, с которой я давно сотрудничаю.

Вы сотрудничаете с четырьмя галереями, из них лишь одна — российская, ваш сайт только на английском языке. Ваша стратегия направлена на международную карьеру?

Мой папа — военный и преподавал тактику, так что могу точно сказать, что я не стратег, в лучшем случае тактик. Мое поведение не активное, а реактивное: если что-то случается, то я на это реагирую. Вот галеристы из Foxy Production увидели мои работы на австралийской биеннале и нашли меня через интернет. Галерист Фолькер Диль много работал в Москве, знал меня и позвал сотрудничать с его берлинской галереей Diehl. Но были и предложения, которые ничем не закончились: начинали работать, но продаж не было, и мне говорили, что надо подождать — такая вежливая форма отказа. С московскими галереями у меня отношения по-разному складывались, но сейчас я работаю с Катей Ираги. Стенд галереи Iragui на NADA Miami стал причиной приглашения показать выставку в Варшаве. А что касается сайта, то на английском он сделан в целях экономии, для русскоязычного пришлось бы многое переделать, но надо, конечно, им заняться.

Для начала хотя бы обновить.

Пушкинский музей недавно показывал ваши видео середины 2000-х годов, но более поздние вещи, мне кажется, ни один наш музей не выставлял, и персональных выставок давно не было. Почему?

Серьезных предложений не было. Как-то на вернисаже Вася Церетели (исполнительный директор Московского музея современного искусства. — TANR) предложил сделать выставку, мы думаем над ней. Раньше о том же думали с музеем Ольги Свибловой (Мультимедиа Арт Музей. — TANR). С Пушкинским музеем немножко подумали. Помните, в XIX веке жанр такой был музыкальный — думка? Неторопливая музыка. Но я тему организации выставки сама не педалирую: надо же работы для нее собирать, фотографии печатать — это куча денег. Как-то лет сто назад приехал ко мне галерист Володя Овчаренко, просмотрел работы и сказал: «Я не буду спрашивать, где здесь искусство, но я не понимаю, где здесь деньги». Если делать большую выставку, нужны, по-видимому, усилия многих организаций, включая и галереи. Хороший галерист — это не только дилер, с ним можно и про искусство поговорить, и положиться на него в решении каких-то технических проблем.

Давайте от практики перейдем к теории. В новой книге Бориса Гройса «Частные случаи» есть глава о вас. Одно из утверждений Гройса — что современное искусство развивается нелинейно: одно течение не сменяет другое, а каждый художник находит в искусстве своих предшественников. «Ольге Чернышёвой, — пишет он, — достался русский вариант наследия: критическое, социальное российское реалистическое искусство XIX века и русский авангард». От передвижников у вас внимание к жизни простого человека, а из авангарда вы взяли идею творческой самореализации трудящихся в свободное время. Все так?

Конечно, в целом все так и есть. И я благодарна Борису, что он нашел для меня определение «художник воскресенья». Один из любимейших моих художников

XIX века Леонид Соломаткин как раз сконцентрирован на героях, которые что-то празднуют без видимых причин — поют, танцуют, выступают. И в его картинах есть нечто большее, чем просто социальный сюжет, как у передвижников. Воскресенье — это день, когда происходит работа над душой. И в этом смысле, как Борис пишет очень точно, воскресенье — это не день праздности. Мне всегда интересен момент, когда прекращается деятельность. На мой взгляд, классическое искусство — не только передвижники — этот момент очень хорошо проработало. Моим любимым художникам, таким как Рембрандт, важно, чтобы их герои не были искусственно прерваны в действии. Должна быть длительность, а не мгновение. Действие у Рембрандта на его картинах вот-вот начнется, как в «Ночном дозоре». Или обмерло, как в «Жертвоприношении Авраама»: вывернутая шея Исаака с бьющейся жилкой, и нож из руки падает не на нее, а летит ангельским перышком, и ангел над всем этим завис, то есть действие остановлено не Рембрандтом, а Богом. Или в «Блудном сыне»: подвижны только слепые глаза отца, а все остальное замерло. Для меня это моменты высшей бдительности. Настолько сложен мир, так трудно его восприятие, что лучше остановиться, застыть. Меня примагничивает к людям, которые с виду ничего не делают, мне интересно, о чем же они думают в этот момент.

И еще Гройс замечательно отметил мое внимание к непрагматической деятельности, и это есть влияние авангарда. Вот и Малевич призывал идти и остановить прогресс.

Цитирую Гройса: «Герои Чернышёвой почти всегда существуют в режиме ожидания — ожидания счастливого случая, удачи, чуда. На ее фотографиях — продрогшие рыбаки в ожидании рыбы или скучающие охранники в ожидании преступления». И в конце: «Иными словами, Чернышёва ищет рая на земле. И находит его там, где меньше всего ожидалось, — в нетелеологичной, непродуктивной деятельности, не направленной ни на какой результат». Может показаться, что это и ваш рай — действие без результата.

Мне важно все время что-то новое пробовать, в раю на земле принято шевелиться. Ведь это только природа может так естественно пользоваться принципом наилучшего. Каждая мелкотня в природе поступает наилучшим образом, то есть соответствует сама себе. Комар летит, звенит безупречно. Он не может лучше, это всегда предел комариного совершенства. То есть животные умеют делать то, что умеют. И делают это превосходно. А люди все время делают то, чего не умеют, то, что делать не обучены, то есть выходят из программы, и поэтому так много ошибок и так много не грации. Мы все время пробуем быть другими. Вот сейчас я занялась холстом и красками. И законченная картина кажется мне чем-то избыточным, хочется с ней что-то сделать, чтобы снять эту завершенность. Я начинаю писать новую, потом возвращаюсь к законченной. Конечно, в итоге всегда что-то появляется, но, когда ты хочешь сделать результат, это губительно — для меня по крайней мере.

Я собиралась спросить, что вам ближе — рисунок или съемка, но теперь, получается, живопись?

С одной стороны, все одинаково: над своей интонацией работаешь, со своим кругом интересов. А с другой стороны, когда работаешь над видео, то можно что-то изменить, попробовать сделать так или иначе, но каждый раз сохранить вариант. Просто скопировать и отложить. С фотографией можно тоже работать, при этом негатив или исходник может сохраняться. Вообще, я давно фотографией не занималась и не знаю, вернусь ли к ней. А в рисунке или в живописи, если что-то переделал, ты обратно не возвратишься. Поразительная скульптурность живописи — в том, что, когда ты кладешь заново ту же краску, она по-другому отсвечивает, по-другому ложится. Бумага тоже никогда до белизны не отчистится. То есть сделать отмену действия, как в компьютере, не получится. Предпочтений в материале у меня нет — с чем сейчас возишься, то и любишь. Но вот масло, конечно, моей интонации не очень соответствует. Сейчас попробовала бумагу и гуашь, и мне понравилось: гуашь дает непредсказуемые подтеки, матовость, корявость приятную. Но мои страдания увеличились многократно, и я опять вернулась к холсту и маслу, потому что их я лучше понимаю, могу сделать то, что хочу, точнее. Или нет.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+