18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Умер Джермано Челант

«Бедное искусство» осталось без куратора. 80-летний классик, определявший мировую моду на то, какие выставки сейчас нужны, скончался в Милане от последствий коронавируса

Джермано Челант олицетворяет собой тот редкий в художественном мире случай, когда человек, начавший карьеру более полувека назад, уходит не просто важным героем прошлого, а современным триумфатором, чьи идеи воодушевляют всё новые поколения.

Джермано Челант родился в 1940 году в Генуе, где и учился истории искусства. Место в учебниках молодой критик обеспечил себе в 1967 году, когда придумал концепцию арте повера, «бедного искусства», объединившую таких разных и ярких художников, как Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Пино Паскали, Микеланджело Пистолетто. В Европе тогда искали антитезу напористому американскому поп-арту, и арте повера с его тягой к настоящим, натуральным, природным материалам и субстанциям — огню, воде, земле и правде жизни — оказалось асимметричным, но убедительным ответом массовой культуре.

С 1977 года статьи Джермано Челанта появлялись во влиятельном интернациональном журнале Artforum. Он сделал множество выставок современного итальянского искусства по всему миру, в том числе в Центре Помпиду в Париже, в Королевской академии в Лондоне, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Позднее его, противопоставившего европейцев американцам, даже пригласили поработать в Гуггенхайм. В 1997 году он возглавил 47-ю Венецианскую биеннале. В начале 2000-х курировал эпохальную выставку «Искусство и архитектура» в родной Генуе, которая в тот момент была назначена культурной столицей Европы.

В последние десятилетия Челант стал частью кураторского интернационала, высшей лиги мирового современного искусства, определяющей интеллектуальные тренды. В качестве такого важного советчика и авторитета в 2003 году он приезжал в Москву на симпозиум, где обсуждалась перспектива создания в российской столице биеннале современного искусства (биеннале у нас появилась и долгое время держала международную планку).

И даже несмотря на все эти достижения, можно предположить, что новый взлет Челанта-куратора оказался для многих неожиданным. Его последний, блестящий период деятельности связан с итальянским Фондом Prada, куда знаменитый дизайнер Миучча Прада пригласила его художественным директором. И, как можно предположить, дала ему карт-бланш на самые фантастические затеи.

Выставка в венецианском пространстве Фонда Prada «Когда отношения становятся формой» в рамках биеннале в 2013 году стала мировой сенсацией. Вся художественная общественность взахлеб обсуждала безумную идею реконструировать давнишнюю одноименную выставку концептуального искусства, ставшую манифестом этого важного направления, — с найденными и привезенными из разных музеев и коллекций работами, точным воспроизведением очертаний залов и расстояний, на которых произведения находились друг от друга, и тому подобным. Новая концепция выставок-реконструкций оказалась весьма плодотворной, и, например, в Москве в фонде «Екатерина» куратор Елена Селина повторила подвиг Челанта, но уже на материале московского искусства 1990-х. А куратор Марат Гельман воскресил челантовскую идею арте повера в музее в Перми, собрав тоже очень важную выставку «Русское бедное».

Сам маэстро развил успех, подготовив уже в миланском пространстве Фонда Prada в 2018 году поистине грандиозную ретроспективу итальянского искусства эпохи Муссолини «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», не побоявшись весьма противоречивого исторического контекста. На открытии выставки он дал интервью нашей газете. В кафе фонда, оформленном режиссером Уэсом Андерсом в стиле 1960-х, я ждала Джермано Челанта в очереди журналистов. Когда появился щеголеватый пожилой красавец в кожаном пиджаке и затемненных очках, сразу стало понятно, что передо мной — суперзвезда.

И правда, мало найдется людей, чьи идеи светят так ярко и долго.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+