Ленин: приключения образа

Какие трансформации пережил образ основателя советского государства за последний век?

Сегодня, 22 апреля, отмечается 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В былые времена подобная дата стала бы поводом для создания сотен произведений с изображением вождя мировой революции — сегодня же мы просто оглядываемся назад, чтобы увидеть, как менялся образ вождя пролетариата и основателя советского государства за последнее столетие.


Самый французский

Эмиль Бернар. Портрет Ленина. 1910

Эмиль Бернар. «Владимир Ленин». 1910. Фото: Wikipedia Commo
Эмиль Бернар. «Владимир Ленин». 1910.
Фото: Wikipedia Commo

Эмиль Бернар (1868–1941) — первый из знаменитых художников, который писал Ленина. Видный постимпрессионист, ученик Сезанна, товарищ Гогена, Бернар познакомился с Лениным благодаря своему родственнику, поэту Полю Фору, с которым тот подружился во время парижской эмиграции и по-соседски играл в шахматы. Портрет 40-летнего политэмигранта из России был написан в кафе на бульваре Монпарнас, и, судя по изображению, художнику даже не приходило в голову, что перед ним — будущий вождь мировой революции. Портрет попал в коллекцию Исторического музея в 1970-е годы как подарок одного шведского бизнесмена, но в первый раз появился на публике уже в постсоветское время.


Самый канонический

Николай Андреев. «Ленин». 1922

Николай Андреев. «Ленин». 1922. Фото: Музей Фелицына, Краснодар
Николай Андреев. «Ленин». 1922.
Фото: Музей Фелицына, Краснодар

Автор печального «сидячего» памятника Гоголю в Москве (1909), мастер скульптуры модерна, оказался одним из тех, кому было доверено рисовать Ленина с натуры. В начале 1920-х годов Николай Андреев (1873–1932) выполнил около 100 скульптурных и две сотни графических портретов вождя. Некоторые из них были признаны руководством каноническими и позже взяты за образец тысячами художников. Именно андреевский Ленин попал сначала на обложку партийного билета ВКП(б), а потом на монеты, плакаты, мозаики, фрески, значки и другую идеологическую продукцию. Возможно, если бы кто-то взялся подсчитать, сколько раз в разных техниках был воспроизведен его портрет Ленина, Николай Андреев стал бы чемпионом мира как самый тиражируемый художник.


Самый электрический

Климент Редько. «Восстание». 1925

Климент Редько. «Восстание». 1925. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Климент Редько. «Восстание». 1925.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самая знаменитая картина художника Климента Редько (1897–1956) долго томилась в запасниках Третьяковской галереи; сейчас она в постоянной экспозиции музея. Ее в 1977 году подарил галерее легендарный коллекционер Георгий Костаки, написав на обороте: «Картина века, самое великое произведение революционной России». Его мнение долгое время разделяли немногие — Редько был прочно забыт, как и группа «проекционистов», позже «Метод», в которую он входил вместе с Александром Лабасом, Соломоном Никритиным, Александром Тышлером. Картина «Восстание» представляет пример, по словам самого автора, «электроорганизма». Художник был очень увлечен электричеством и энергией света и позднее придумал направление «свеченизм» («люминизм»). Современные исследователи находят в этой работе синтез геометрической абстракции авангарда и иконы — композиция картины напоминает традиционную иконографию «Спаса в силах» и «Преображения», что неудивительно, учитывая, что Редько начинал свою карьеру в иконописных мастерских Киево-Печерской лавры. При этом вокруг Ленина можно узнать его ближайших сподвижников — Надежду Крупскую, Льва Троцкого — и во втором ряду — Иосифа Сталина.


Самый принципиальный

Диего Ривера. «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высокими помыслами на выбор лучшего будущего». 1933

Диего Ривера. «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высокимипомыслами на выбор лучшего будущего». 1933. Фото: Museo Frida Kahlo
Диего Ривера. «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высокимипомыслами на выбор лучшего будущего». 1933.
Фото: Museo Frida Kahlo

Нефтепромышленник Джон Д. Рокфеллер и его жена Эбби Олдрич заказали мексиканскому муралисту Диего Ривере (1886–1957) и еще нескольким художникам девять фресок для вестибюля здания Американской радиовещательной компании RCA (Рокфеллер-центра). Попечители Музея современного искусства (MoMA) уже имели в своей коллекции рисунки Риверы с изображением первомайской демонстрации в Москве и пригласили модного радикала в Нью-Йорк. Получив заказ, Ривера подложил им свинью, вписав в свою фреску фигуру Ленина. Разразился грандиозный скандал: американские СМИ были возмущены тем, что Рокфеллер оплачивает советскую пропаганду в образе главного борца с капитализмом. Ривера на попятную не пошел, отказавшись убрать Ленина. В результате Рокфеллер выплатил ему гонорар, а фреска была уничтожена. По преданию, в ответ на заявления художника о свободе творчества меценат сказал: «Это моя стена!»


Самый усатый

Сальвадор Дали, Филипп Халсман. Фото из книги «Усы Дали». 1955

Сальвадор Дали, Филипп Халсман. Фото из книги «Усы Дали». 1955. Фото: Halsman Archive
Сальвадор Дали, Филипп Халсман. Фото из книги «Усы Дали». 1955.
Фото: Halsman Archive

«Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова». Так Сальвадор Дали (1904–1989) рассказывал о появлении одного из своих самых экстравагантных портретов, созданных им в сотрудничестве с Филиппом Халсманом, выдающимся фотографом моды, для книги «Усы Дали». Это было не первое обращение сюрреалиста к образу Ленина — в 1930-е он создал несколько «параноидально-критических» картин, где фигурирует Ленин, но эта фотография примечательна своим созвучием с народной теорией, по которой советские вожди сменяют друг друга в зависимости от пышности шевелюры. Георгий Маленков в момент создания этой книги был председателем Совета Министров СССР и фактическим руководителем государства. Хотя, по легенде, должен был быть еще один медальон — с портретом Никиты Хрущева.


Самый рафаэлистый

Дмитрий Налбандян. «Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году». 1962

Дмитрий Налбандян. «Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году». 1962. Фото: Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна/ММОМА
Дмитрий Налбандян. «Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году». 1962.
Фото: Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна/ММОМА

«Первая кисть Политбюро», как прозвали Дмитрия Налбандяна (1906–1993) современники за то, что он за долгую жизнь живописал практически всех генсеков, изобрел небанальный сюжет в регламентированной и однообразной лениниане: вождь, который любуется Мадонной Рафаэля. Точно по высказыванию Льва Толстого, что мы любим людей за то добро, которое им сделали, Дрезденская галерея оказалась самым любимым зарубежным музеем в советской иерархии — после того, как туда в 1955 году были возвращены вывезенные во время войны шедевры. Налбандян снайперски выбрал и произведение: после невероятно популярной выставки дрезденских шедевров, показанной в ГМИИ перед их возвращением в ГДР, «Сикстинская Мадонна» стала поистине народным хитом, повиснув репродукцией в тысячах советских квартир. А ходил ли Ленин в Дрезденскую галерею в Первую мировую войну, уже не так и важно.


Самый приветливый

Леонид Соков. «Встреча двух скульптур» («Ленин и Джакометти»). 1987

Леонид Соков. «Ленин и Джакометти». 1989. Фото: Vladey
Леонид Соков. «Ленин и Джакометти». 1989.
Фото: Vladey

Эта композиция создана в эпоху перестройки, когда пал железный занавес и бывшие идеологические враги пошли навстречу друг другу. У мастера соц-арта Леонида Сокова (1941–2018) встречаются не просто две фигуры, а два мира, два стиля — соцреализм и модернизм. По признанию самого автора, эта работа пользовалась таким большим успехом у коллекционеров, что ему пришлось сделать множество ее вариантов. «СССР уже нет, а Ленин продолжает меня кормить», — шутил художник. В 2001 году он развернул эту идею в большую инсталляцию «Театр теней скульптуры XX века», показанную в павильоне России на Венецианской биеннале, — коллекция миниатюрных реплик самых знаменитых скульптур ХХ века, в их числе и Ленина, отбрасывала фантастические тени на стены павильона.


Самый дорогой

Энди Уорхол. «Красный Ленин»; «Черный Ленин». 1987

Энди Уорхол. «Красный Ленин» и «Черный Ленин». 1987. Фото: AP Photo/Matt Dunham/ТАСС
Энди Уорхол. «Красный Ленин» и «Черный Ленин». 1987.
Фото: AP Photo/Matt Dunham/ТАСС

Самое дорогое произведение с изображением Ленина было создано, конечно же, звездой мирового арт-рынка Энди Уорхолом. В 2015 году его картина «Черный Ленин» была продана на Sotheby’s за $4,7 млн. Поп-артист выбрал в качестве основы фотографию молодого революционера, по-видимому, как более «сексуальную», чем его поздние изображения. Этот мотив был повторен в разных цветах, и с него сделаны тиражные шелкографии, которые априори дешевле. Одна из таких шелкографий, «Красный Ленин», была в коллекции опального олигарха Бориса Березовского. Он продал своего Ленина за несколько дней до самоубийства в 2013 году на торгах Christie’s за $202 тыс.

Уорхол воспринимал Ленина не столько как политического деятеля, сколько как знаменитость, узнаваемую многими и тем самым отвечающую важному для художника критерию «популярности». Ранее он сделал серию портретов другого коммунистического лидера — Мао Цзэдуна.


Самый нетленный

Виталий Комар, Александр Меламид. «Бегущая строка на ступенчатой пирамиде». 1992

Виталий Комар, Александр Меламид. «Бегущая строка на ступенчатой пирамиде». 1992. Фото: MMOMA
Виталий Комар, Александр Меламид. «Бегущая строка на ступенчатой пирамиде». 1992.
Фото: MMOMA

Изобретатели соц-арта задумали перформанс на Красной площади в рамках международного проекта «Трансформация для будущего: что нам делать с монументальной пропагандой?». Десятки художников разработали свои варианты адаптации советских памятников к новой жизни. Комар и Меламид считали, что Ленина нужно захоронить, а по Мавзолею с пустым саркофагом пустить бегущую строку, где транслировались бы рекламные объявления, новости, прогноз погоды и мудрые изречения вроде «Все — суета и томление духа». Однако их предложение так и осталось фантазией.


Самый сладкий

Юрий Шабельников, Юрий Фесенко. Торт «Мавзолей. Ритуальная модель, или Ленин в тебе и во мне». 1998

Юрий Шабельников, Юрий Фесенко. Торт «Мавзолей. Ритуальная модель, или Ленин в тебе и во мне». 1998. Фото: Архив Ю.Л.Шабельникова
Юрий Шабельников, Юрий Фесенко. Торт «Мавзолей. Ритуальная модель, или Ленин в тебе и во мне». 1998.
Фото: Архив Ю.Л.Шабельникова

30 марта 1998 года толпа журналистов и арт-критиков осаждала московскую галерею наивного искусства «Дар», чтобы попробовать Ленина на вкус. Художники Юрий Шабельников и Юрий Фесенко изготовили торт в виде лежащего в гробу Ильича. 80-килограммовый торт был бисквитный, с кремовыми розочками. Даже на фоне расцвета всяческого акционизма этот перформанс, спровоцированный бесконечными дискуссиями о том, надо ли выносить тело Ленина из Мавзолея, выделялся своей бескомпромиссностью. Причастие идей коммунизма во плоти вызвало нешуточный скандал: авторов называли «каннибалами» и грозили им пропесочиванием в Государственной Думе. Прошло еще 20 лет, но тема остается актуальной.


Самый душевный

Маяна Насыбуллова. Серия «Ленин для души». С 2015 по настоящее время

Маяна Насыбуллова. «Ленин-уточка» из проекта «Ленин для души». 2016. Фото: Vladey
Маяна Насыбуллова. «Ленин-уточка» из проекта «Ленин для души». 2016.
Фото: Vladey

Маяна Насыбуллова (р. 1989) принадлежит к поколению, выросшему уже не в СССР, поэтому для нее Ленин — «это знак, часть культурного кода» (из интервью журналу «Собака»), с которым можно вольно играть. Художница из Барнаула стала известной после участия в Триеннале российского современного искусства в «Гараже» (2017). Серию «Ленин для души» она начала в 2015 году и теперь не может остановиться. Стандартный белый бюстик вождя, продававшийся в канцтоварах, превращается в ее руках в десятки новых образов — это и Ленин-Будда, Ленин-панда, Ленин-Пикачу, Ленин — ван Гог, Ленин-уточка, Ленин-Бэтмен и Ленин-коронавирус (из свежего). Для своей бабушки она сделала розового Ленина; знаменитой телевизионной байке Сергея Курехина о том, что Ленин — гриб, посвятила бюст в шапке-мухоморе. Друзья подкидывают все новые идеи, и серия становится все более востребованной. Что доказывает: Ленин для искусства жив!

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+