18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ленин, Малевич и пустота: тело вождя скопируют для биеннале в Венеции

Проект к 100-летию русской революции должен рассказать, как работают символы в эпоху «постправды»

Посетители 57-й Венецианской биеннале современного искусства (13 мая — 26 ноября) этим летом смогут увидеть интерпретацию Мавзолея Ленина внутри трехмерной версии «Черного квадрата» Казимира Малевича. Проект называется «Объект № 1» — говорят, такое название дали телу вождя после его смерти в 1924 году.

Проект, отмечающий юбилей революции 1917 года, стал результатом сотрудничества лондонской галереи русского искусства и дизайна Grad, мадридской компании Factum Arte, цель которой — работа с современными технологиями в области классического и современного искусства, и лондонского архитектурного бюро Skene Catling de la Peña. С помощью новых технологий «Черный квадрат» Малевича будет превращен в восьмиметровый черный куб, который появится на набережной Дзаттере в Венеции. Реконструкция саркофага Ленина, основанная на оригинальных чертежах 1920-х годов архитектора Константина Мельникова, разместится внутри постройки. «Внутрь саркофага будет помещена копия тела Ленина, сделанная с помощью „карты глубины“», — говорится в пресс-релизе. Копию мумифицированного тела Ленина будет окружать амфитеатр на 60 мест, где посетители смогут обсудить «современное значение этих двух знаменитых образов».

Директор и главный куратор Grad Елена Судакова рассказала The Art Newspaper: «Когда вы зайдете в куб, вы увидите весьма реалистичный портрет Ленина, основанный на его первых посмертных масках, который будет проецироваться на стену. Мы практически позволяем Малевичу поглотить Ленина. Когда вы обернетесь, вы увидите его фигуру, распечатанную на 3D-принтере. С одного угла обзора она будет выглядеть как тело Ленина, а с другого — как пустота».
Согласно замыслу инсталляция должна ставить под сомнение такие категории, как власть и рождение мифов, в России и не только, обращая внимание на подъем популизма в политике по всему миру. «Мы привозим в Венецию две иконы XX века: „Черный квадрат“ Малевича и Ленина. Мы хотим обратиться к прошлому и одновременно исследовать новые возможности символов в эпоху постправды», — комментирует Елена Судакова.

«Черный квадрат» Казимира Малевича уже столетие остается одним из самых важных для современного искусства произведений, но и к образу Ленина актуальные художники обращались не раз.

В 1993 году создатели соц-арта Виталий Комар и Александр Меламид провели на Красной площади перформанс «Что делать с Мавзолеем Ленина?». Они показали электронную «бегущую строку», которую предлагали установить на Мавзолее поверх надписи «Ленин», чтобы она отображала последние новости, прогноз погоды, литературные произведения и тому подобные сведения.

Неоднократно использовала образ вождя пролетариата арт-группа «Синие носы». Например, в 2004 году в рамках инсталляции «Маленькие человечки», в которой видео с переворачивающимся во сне вождем проецировалось на дно картонной коробки, за что было прозвано «Ленин, переворачивающийся в гробу». В 2011 году «Синие носы» создали хрустальные копии памятников мировой архитектуры для музея «Кристаллические миры Swarovski», среди построек был и Мавзолей. Внутри него проецировалась видеозапись с произносящим речи и активно жестикулирующим Лениным.

Интересно, что тема черного куба (правда, не имеющего отношения к Малевичу) тоже не нова для Венецианской биеннале: работу Грегора Шнайдера Cube Venice 2005 — 15-метровый черный куб — отказались показывать на 51-й Венецианской биеннале из-за ассоциаций с Каабой — священной для мусульман кубической постройкой в Мекке.

Материалы по теме:
Разрушить клише
Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+