18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неудобные, прямолинейные и очень редкие

№82, апрель 2020
№82
Материал из газеты

Работы Дженни Савиль, самой дорогой из ныне живущих художниц в мире, редко выставляются на продажу, но это никоим образом не вредит ее рынку

Картина Дженни Савиль «Связь» (Juncture) на предаукционной выставке Sotheby’s в Лондоне в марте 2019 г. Продана за £5,4 млн Фото: Getty Image
Картина Дженни Савиль «Связь» (Juncture) на предаукционной выставке Sotheby’s в Лондоне в марте 2019 г. Продана за £5,4 млн
Фото: Getty Image

Коммерческий успех пришел к Дженни Савиль (р. 1970) необычайно рано. В 1992 году фоторедактор Times купил картину Propped на ее выпускной выставке в Школе искусств Глазго и разместил массивный обнаженный автопортрет британской художницы на обложке субботнего приложения к газете. Обложка привлекла внимание Чарльза Саатчи, и он стремительно скупил все произведения художницы, которые удалось найти. Вскоре после этого она обнаружила желтый офисный стикер с номером телефона Саатчи на стене своей университетской мастерской. А уже через несколько недель переехала в Лондон и на протяжении почти двух лет работала исключительно на Саатчи. Результатом их сотрудничества стала выставка в его галерее в 1994 году. 

Три года спустя пять полотен Савиль вошли в знаменитую экспозицию «Молодых британских художников» «Сенсация» в лондонской Королевской академии художеств. Выставка переехала в Нью-Йорк, где Савиль заметил нью-йоркский дилер Ларри Гагосян, с тех пор вот уже более 20 лет представляющий художницу. Выставка дюжины новых портретов ее кисти должна была открыться этой весной в Гонконге параллельно с Art Basel, но и ярмарку и выставку отменили из-за пандемии коронавируса.

Цены

С 2008 года на торги выставлялось всего 29 работ Савиль (частные продажи ее произведений столь же редки), но каждый раз, когда какая-то из них выходит на рынок, цены неизменно поднимаются. Особенно резкий взлет произошел в последние три года. В октябре 2018-го на лондонских торгах Sotheby’s был установлен новый аукционный рекорд: Propped, которую в 2004 году купил в галерее Gagosian менеджер по вопросам управления из Нью-Джерси Дэвид Тейгер, ушла с молотка за £9,5 млн, сделав Савиль самой дорогой из ныне живущих художниц.

Савиль предпочитает не зацикливаться на этом статусе. Она говорит: «Если мне хватает денег на то, чтобы жить и работать, мне отлично. Если я остановлюсь и задумаюсь об этих цифрах и о том, что происходит на рынке, мне станет страшно. Но я нахожусь в счастливом неведении и могу просто сосредоточиться на работе».

Представители Gagosian тоже неохотно обсуждают ее рынок — галерея отказалась давать комментарии для этого материала. Говорят, что цены на картины прямиком из мастерской художницы колеблются от £1,5 млн до £2,5 млн в зависимости от размера.

Эмма Бейкер, возглавляющая вечерние торги послевоенного и современного искусства Sotheby’s в Лондоне, отмечает, что повышение в последние годы интереса к творчеству женщин в целом способствовало и росту цен на картины Савиль. «Тот факт, что ее произведения так прекрасно коллекционируются, за них идет столь ожесточенная борьба на аукционах, служит отражением общей тенденции к признанию заслуг художниц и интереса к сильным женским фигурам», — полагает Бейкер.
Лондонская галеристка Пилар Ордовас, периодически работающая с произведениями Савиль на вторичном рынке, говорит, что художница пишет дольно мало и при этом обладает устоявшимся кругом очень преданных коллекционеров.

Дженни Савиль. Interfacing. Продана на аукционе Christie's 17 мая 2001 г. за £577 тыс.  Фото: Christie's
Дженни Савиль. Interfacing. Продана на аукционе Christie's 17 мая 2001 г. за £577 тыс.
Фото: Christie's

Ее считают наследницей таких художников-фигуративистов, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон, хотя, как отмечает Ордовас, у всех троих очень разный подход. «Раньше Дженни сравнивали с Люсьеном, но они совершенно не похожи, потому что Люсьен всегда писал с натуры, а Дженни, как правило, берет за основу фотографии», — рассказывает Ордовас. В этом отношении творческий метод Савиль ближе к Бэкону, который тоже избегал работы с натурщиками.

Несмотря на сравнение с первыми именами, у Савиль было мало музейных выставок. Ее первый в Великобритании персональный показ состоялся лишь в 2012-м, в Музее современного искусства в Оксфорде, а первая большая ретроспектива в Лондоне ожидается по окончании ремонта в Национальной портретной галерее в 2023 году.

Наибольший интерес для коллекционеров представляют картины Савиль, созданные в 1990-е, когда набирали популярность «Молодые британские художники». Впрочем, сама она никогда не причисляла себя к этой художественной группе, большинство членов которой учились в лондонском колледже «Голдсмит» и выбрали карьеру художников-концептуалистов. В тот период Савиль в основном писала женские фигуры, в том числе свою, но с тех пор отказалась от изображения женских тел в пользу более неопределенных, трансгендерных образов, в которых соединяются черты разных полов.

По наблюдению Ордовас, хотя выше всего ценятся самые ранние работы художницы, нынешняя переоценка в мире искусства способствовала росту цен и на ее более новые произведения. «Выставки Савиль полностью распродаются, а круг ее коллекционеров носит по-настоящему международный характер», — говорит она.

В последнее время Савиль уделяет все больше внимания рисунку. Отчасти это вынужденный шаг: с рождением детей у нее появилась необходимость работать быстро. Впрочем, рисунок хорош и тем, что позволяет передавать ощущение движения. Недавно несколько ее рисунков масляной пастелью были проданы за £500 тыс. каждый. В их числе «Исида и Гор» (2011), моделями для которого послужили дети художницы, в 2016 году ушедший с молотка на торгах Sotheby’s за £509 тыс., вдвое выше эстимейта.

Коллекционеры

Если поначалу рынок Савиль был европейским, то со временем, по словам Тессы Лорд, возглавляющей вечерние торги современного искусства Christie’s в Лондоне, она начала «привлекать коллекционеров со всего света». Особенно заметен рост интереса со стороны покупателей из Азии. В 2016 году картину «Сдвиг» (1996–1997) приобрели на Sotheby’s владельцы шанхайского музея «Лун», супруги Лю Ицянь и Ван Вэй. «Художница, изначально связанная с „Молодыми британскими художниками“ и выставкой „Сенсация“, Дженни отчасти обязана своим успехом выходу на мировой рынок, — говорит Лорд. — Она обладает гораздо более универсальной и международной привлекательностью».

Правда ли, что интерес к Савиль растет и в России? Не исключено, если судить по отчету дилера Кенни Шахтера на сайте artnet, которому удалось выяснить, что анонимный покупатель Propped — не кто иной, как российский инвестор Александр Гринберг, чей сводный брат Герман Хан является совладельцем «Альфа-Групп», которой принадлежит пятый по величине банк России. В Sotheby’s, что неудивительно, отказались от комментариев.

Подводные камни

Не каждый коллекционер решится повесить у себя над обеденным столом неприукрашенные изображения обнаженных тел. Но, как справедливо отмечает Ордовас, прямолинейность Савиль является неотъемлемой частью ее привлекательности. «Дженни не боится браться за большие вещи и заставлять зрителя смущаться при взгляде на ее произведения — а ведь именно это и должно делать великое искусство», — говорит галеристка.

Главная проблема, с которой сталкиваются коллекционеры, — нехватка произведений на рынке. Хотя Савиль и любит трудиться над несколькими полотнами параллельно, она известна тем, что работает медленно и иногда возвращается к картинам несколько лет спустя. За ее первичным рынком пристально следят, а частные продажи на рынке вторичном не менее редки, так что, когда ее работы все-таки выходят на него, конкуренция за них неизменно высока. Как говорит Бейкер, «если вам удалось заполучить одну из них, вы счастливчик». 

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+