18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неудобные, прямолинейные и очень редкие

№82
Материал из газеты

Работы Дженни Савиль, самой дорогой из ныне живущих художниц в мире, редко выставляются на продажу, но это никоим образом не вредит ее рынку

Коммерческий успех пришел к Дженни Савиль (р. 1970) необычайно рано. В 1992 году фоторедактор Times купил картину Propped на ее выпускной выставке в Школе искусств Глазго и разместил массивный обнаженный автопортрет британской художницы на обложке субботнего приложения к газете. Обложка привлекла внимание Чарльза Саатчи, и он стремительно скупил все произведения художницы, которые удалось найти. Вскоре после этого она обнаружила желтый офисный стикер с номером телефона Саатчи на стене своей университетской мастерской. А уже через несколько недель переехала в Лондон и на протяжении почти двух лет работала исключительно на Саатчи. Результатом их сотрудничества стала выставка в его галерее в 1994 году. 

Три года спустя пять полотен Савиль вошли в знаменитую экспозицию «Молодых британских художников» «Сенсация» в лондонской Королевской академии художеств. Выставка переехала в Нью-Йорк, где Савиль заметил нью-йоркский дилер Ларри Гагосян, с тех пор вот уже более 20 лет представляющий художницу. Выставка дюжины новых портретов ее кисти должна была открыться этой весной в Гонконге параллельно с Art Basel, но и ярмарку и выставку отменили из-за пандемии коронавируса.

Цены

С 2008 года на торги выставлялось всего 29 работ Савиль (частные продажи ее произведений столь же редки), но каждый раз, когда какая-то из них выходит на рынок, цены неизменно поднимаются. Особенно резкий взлет произошел в последние три года. В октябре 2018-го на лондонских торгах Sotheby’s был установлен новый аукционный рекорд: Propped, которую в 2004 году купил в галерее Gagosian менеджер по вопросам управления из Нью-Джерси Дэвид Тейгер, ушла с молотка за £9,5 млн, сделав Савиль самой дорогой из ныне живущих художниц.

Савиль предпочитает не зацикливаться на этом статусе. Она говорит: «Если мне хватает денег на то, чтобы жить и работать, мне отлично. Если я остановлюсь и задумаюсь об этих цифрах и о том, что происходит на рынке, мне станет страшно. Но я нахожусь в счастливом неведении и могу просто сосредоточиться на работе».

Представители Gagosian тоже неохотно обсуждают ее рынок — галерея отказалась давать комментарии для этого материала. Говорят, что цены на картины прямиком из мастерской художницы колеблются от £1,5 млн до £2,5 млн в зависимости от размера.

Эмма Бейкер, возглавляющая вечерние торги послевоенного и современного искусства Sotheby’s в Лондоне, отмечает, что повышение в последние годы интереса к творчеству женщин в целом способствовало и росту цен на картины Савиль. «Тот факт, что ее произведения так прекрасно коллекционируются, за них идет столь ожесточенная борьба на аукционах, служит отражением общей тенденции к признанию заслуг художниц и интереса к сильным женским фигурам», — полагает Бейкер.
Лондонская галеристка Пилар Ордовас, периодически работающая с произведениями Савиль на вторичном рынке, говорит, что художница пишет дольно мало и при этом обладает устоявшимся кругом очень преданных коллекционеров.

Ее считают наследницей таких художников-фигуративистов, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон, хотя, как отмечает Ордовас, у всех троих очень разный подход. «Раньше Дженни сравнивали с Люсьеном, но они совершенно не похожи, потому что Люсьен всегда писал с натуры, а Дженни, как правило, берет за основу фотографии», — рассказывает Ордовас. В этом отношении творческий метод Савиль ближе к Бэкону, который тоже избегал работы с натурщиками.

Несмотря на сравнение с первыми именами, у Савиль было мало музейных выставок. Ее первый в Великобритании персональный показ состоялся лишь в 2012-м, в Музее современного искусства в Оксфорде, а первая большая ретроспектива в Лондоне ожидается по окончании ремонта в Национальной портретной галерее в 2023 году.

Наибольший интерес для коллекционеров представляют картины Савиль, созданные в 1990-е, когда набирали популярность «Молодые британские художники». Впрочем, сама она никогда не причисляла себя к этой художественной группе, большинство членов которой учились в лондонском колледже «Голдсмит» и выбрали карьеру художников-концептуалистов. В тот период Савиль в основном писала женские фигуры, в том числе свою, но с тех пор отказалась от изображения женских тел в пользу более неопределенных, трансгендерных образов, в которых соединяются черты разных полов.

По наблюдению Ордовас, хотя выше всего ценятся самые ранние работы художницы, нынешняя переоценка в мире искусства способствовала росту цен и на ее более новые произведения. «Выставки Савиль полностью распродаются, а круг ее коллекционеров носит по-настоящему международный характер», — говорит она.

В последнее время Савиль уделяет все больше внимания рисунку. Отчасти это вынужденный шаг: с рождением детей у нее появилась необходимость работать быстро. Впрочем, рисунок хорош и тем, что позволяет передавать ощущение движения. Недавно несколько ее рисунков масляной пастелью были проданы за £500 тыс. каждый. В их числе «Исида и Гор» (2011), моделями для которого послужили дети художницы, в 2016 году ушедший с молотка на торгах Sotheby’s за £509 тыс., вдвое выше эстимейта.

Коллекционеры

Если поначалу рынок Савиль был европейским, то со временем, по словам Тессы Лорд, возглавляющей вечерние торги современного искусства Christie’s в Лондоне, она начала «привлекать коллекционеров со всего света». Особенно заметен рост интереса со стороны покупателей из Азии. В 2016 году картину «Сдвиг» (1996–1997) приобрели на Sotheby’s владельцы шанхайского музея «Лун», супруги Лю Ицянь и Ван Вэй. «Художница, изначально связанная с „Молодыми британскими художниками“ и выставкой „Сенсация“, Дженни отчасти обязана своим успехом выходу на мировой рынок, — говорит Лорд. — Она обладает гораздо более универсальной и международной привлекательностью».

Правда ли, что интерес к Савиль растет и в России? Не исключено, если судить по отчету дилера Кенни Шахтера на сайте artnet, которому удалось выяснить, что анонимный покупатель Propped — не кто иной, как российский инвестор Александр Гринберг, чей сводный брат Герман Хан является совладельцем «Альфа-Групп», которой принадлежит пятый по величине банк России. В Sotheby’s, что неудивительно, отказались от комментариев.

Подводные камни

Не каждый коллекционер решится повесить у себя над обеденным столом неприукрашенные изображения обнаженных тел. Но, как справедливо отмечает Ордовас, прямолинейность Савиль является неотъемлемой частью ее привлекательности. «Дженни не боится браться за большие вещи и заставлять зрителя смущаться при взгляде на ее произведения — а ведь именно это и должно делать великое искусство», — говорит галеристка.

Главная проблема, с которой сталкиваются коллекционеры, — нехватка произведений на рынке. Хотя Савиль и любит трудиться над несколькими полотнами параллельно, она известна тем, что работает медленно и иногда возвращается к картинам несколько лет спустя. За ее первичным рынком пристально следят, а частные продажи на рынке вторичном не менее редки, так что, когда ее работы все-таки выходят на него, конкуренция за них неизменно высока. Как говорит Бейкер, «если вам удалось заполучить одну из них, вы счастливчик». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+